В эфире новостей телеканала АСТВ Илья Казарин рассказал о новых способах "развода" и напомнил главные правила безопасности при общении с мошенниками.
- Поговорим о статистике. Возросло ли число случаев телефонного мошенничества? Как часто сахалинцы обращаются с заявлениями о хищении денежных средств с банковского счёта?
- На самом деле, очень часто жители Сахалинской области обращаются в правоохранительные органы по данному факту. Мы каждый день смотрим сводки статистики о преступлениях, фактически, в первом-втором случаях граждане сообщают о преступлениях, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Количество преступлений в текущем году возросло и составило уже 530 преступлений за 4 месяца. Но при этом каждое 4 преступление из них раскрывается.
- Какой сейчас способ "развода" наиболее популярен среди телефонных аферистов? Казалось бы, уже все всё знают.
- Наиболее распространённый способ совершения преступления в настоящее время, это когда мошенник, представляясь сотрудником банка или сотовой связи, сообщает потерпевшему о том, что якобы у него происходят несанкционированные списания, или незаконно оформлен кредит, и ему необходимо предоставить номер банковской карты, CVV-код либо код, который придёт по смс-сообщению. Лицо, будучи в тревожном, волнительном состоянии, сообщает эти сведения, не думая о последствиях. В настоящее время набирают обороты так называемые call-центры. Это когда злоумышленники создают определённый фон, якобы на заднем плане общаются ещё такие же сотрудники банка с людьми. Люди ещё больше доверяют этим лицам и либо переводят самостоятельно денежные средства, либо предоставляют доступ к своим счетам.
- Я так понимаю, мошенники становятся умнее и настолько входят в сеть, что могут даже с того же номера прислать смс?
- В целом сейчас распространена IP-телефония, любой номер, который они себе взяли, будет использован. Тяжело очень обнаружить такого человека. А сообщения могут приходить вплоть до того, что с номера 900, например, как от "Сбербанка". Человек действительно будет думать, что представитель банка с ним разговаривает и ещё больше будет ему доверять.
- Удалось ли уже что-то раскрыть и, если есть, пример самого интересного дела.
- Повторюсь, наверное, раскрывается каждое 4 дело. Одно из последних громких преступлений, это два лица, которые находились в исправительной колонии в Смирных, имея доступ к телефону, обзванивали представителей юридических лиц и предлагали им свои услуги. Якобы они купят у них товар какой-то. А на самом деле они после договорённости о приобретении товара, скидывали чек на электронный адрес, в котором была указана сумма 500 тысяч рублей, якобы они оплатили, а на самом деле с использованием специальных программ перевели 1 рубль и поменяли цифру. Представитель юридического лица, увидев, что ему поступил платёж, отдавал товар лицу. Тот его уже похищал, увозил и денег юридическое лицо не получало. Таким образом они похитили более 5 миллионов рублей. 29 эпизодов преступной деятельности было раскрыто и в конце прошлого года дело было направлено в суд.
- Какой возрастной порог обманываемых людей?
- Чаще всего жертвами таких преступлений становятся люди уже в возрасте. Поскольку они более доверчивы, к ним проще втереться в доверие. Они самые уязвимые. В такой ситуации необходимо родственникам в возрасте, родителям помогать. Предостерегать, чтобы они не переводили никому денежные средства, не передавали номера банковских карт, код с обратной стороны, либо код из смс.
- Вы озвучили правила, как обезопасить себя. Есть ли ещё какие-то важные моменты, которые нужно знать? Потому что IT-технологии развиваются, и мошенники становятся опаснее.
- Самое главное, что важно знать и понимать, что сотрудник банка либо правоохранительного органа, в том числе прокуратуры, никогда не будет просить сообщить номер банковской карты, номер счёта, пароли, которые приходят. Не будет просить переводить денежные средства на специальный какой-то созданный счёт, чтобы себя обезопасить. Это самое главное правило, которое нужно запомнить. Если вам только предлагают это сделать, можно смело прекращать разговор и для надёжности перезвонить в банк, в котором вы обслуживаетесь.