Тест на наркотики для школьников могут сделать обязательным

В Госдуму внесен законопроект, дающий полиции и школе право отправлять ребенка "со странным поведением" сдавать анализы без согласия родителей

В рамках борьбы с распространением наркомании предлагаются все более жесткие меры. В начале недели Минздрав принял новый порядок тестирования учащихся на наркотики, по которому результаты обследования будут заноситься в медкарту. Теперь в Госдуму внесен законопроект, дающий полиции и школе право отправлять ребенка "со странным поведением" сдавать анализы без согласия родителей, сообщает «КоммерсантЪ».

Идею поддерживают и в Мосгордуме, а эксперты считают, что эта инициатива нарушает Конституцию.

Законопроект разработала и внесла в Госдуму депутат ЛДПР, член думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Чиркова. (До этого госпожа Чиркова участвовала в подготовке четырех законов, все они были приняты). Она предлагает внести поправки в федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан" — в части, где говорится о добровольном согласии граждан на медицинское вмешательство. Сейчас для "медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения" требуется согласие одного из родителей или законного представителя. Депутат Чиркова предлагает отказаться от этой нормы закона и просто постфактум "информировать" родителей о том, что у их ребенка взяли анализы на наркотики. Мнение родителей будет учитываться только при необходимости направить ребенка на лечение в наркологическую клинику.

Над школьниками проведут лабораторную работу

25 января Министерство здравоохранения РФ утвердило процедуру проверки школьников и студентов на употребление наркотических средств. Она фактически станет частью диспансеризации: проверку будут проводить в медицинских учреждениях, а ее результаты больше не останутся анонимными — их занесут в медицинскую карту

В документе не говорится, кто именно будет принимать решение о тестировании несовершеннолетнего. В беседе с "Ъ", Ирина Чиркова предположила, что этим правом, прежде всего, будут пользоваться правоохранительные органы. "Если сейчас полицейские видят на улице ребенка, который себя странно ведет, совершает правонарушение, то они не могут сразу проверить его на наркотики,— говорит госпожа Чиркова.— Они вынуждены несколько часов ждать, пока приедут родители, брать письменное согласие, а время для анализов уходит. Да и сами родители часто просто забирают ребенка у полиции".

Депутатская инициатива будет полезна и директорам школ, уверена Ирина Чиркова. В 2013 году был принят закон о тестировании школьников и студентов на наркотики, а на прошлой неделе Минздрав утвердил окончательный вариант этой процедуры. Теперь учащиеся будут сдавать анализы непосредственно в медицинских учреждениях, а их результаты занесут в медкарту (см. "Ъ" от 26 января). Однако тестирование все равно остается добровольным: до 15 лет решение о сдаче анализов принимают родители, после — сам ученик. По мнению госпожи Чирковой, это делает всю процедуру бессмысленной: "На добровольное тестирование пойдут только те, кто ничего не употребляет". Ее слова косвенно подтверждают результаты первого московского тестирования, которое прошло осенью 2014 года в 48 школах и 11 колледжах: из 9177 человек следы психоактивных веществ в моче были найдены лишь у 3,2%. Эта информация обошлась столичному бюджету примерно в 3,6 млн руб.

"Учителя могли бы просто направлять на обследование тех, кто подозревается в употреблении наркотиков, но отказывается от тестирования,— рассуждает депутат.— Обычно в школе все и так знают, кто общается с плохой компанией, но ничего не могут с этим сделать". В законопроекте Ирины Чирковой оговаривается, что тестирование должно проводиться при наличии "видимых признаков наркотического либо иного токсического опьянения". Однако эти "признаки" в законе не указаны, а сама депутат приводит довольно расплывчатые примеры: "Если у ребенка отсутствующий взгляд или если он странно себя ведет за партой". "Конечно, хочется верить, что злоупотреблений не будет,— говорит Ирина Чиркова.— Неправильно, если директора школ будут каждую неделю отправлять на анализы ученика, который им не нравится". По ее словам, все дополнительные требования можно будет позже прописать в подзаконных актах.

Идею депутата поддерживают коллеги из Мосгордумы — правда, по их мнению, можно обойтись и без изменений федерального закона. "Это слишком комплексное изменение, достаточно было бы просто сделать анализ на наркотики обязательным для школьников,— уверена столичный депутат Людмила Стебенкова.— Я не понимаю, чем это тестирование отличается от того же анализа на гепатит, который все учащиеся сдают в обязательном порядке во время диспансеризации". По словам госпожи Стебенковой, родители школьников просят ее сделать тестирование обязательным: "Они понимают, что нужны превентивные меры против наркомании".

Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов считает, что за подростка отвечают родители: "Без их разрешения никакие действия невозможны. Я против такого законопроекта". В Минздраве считают, что инициатива Ирины Чирковой нарушает принцип информированного согласия пациента. "Для любого медицинского обследования или вмешательства необходимо получить согласие самого подростка, его родителей, в экстренных ситуациях — консилиума врачей,— говорят в Минздраве.— А здесь кто даст согласие и на каком основании?" Председатель Лиги защиты пациентов Александр Саверский и вовсе назвал такое принудительное тестирование несовершеннолетних "опытами на детях, которые запрещены Конституцией". "Легко предвидеть, что эта инициатива обернется трагическими случаями — жестокими наказаниями со стороны родителей, исключением из школы, возможно, даже случаями суицида",— предостерегает руководитель координационного центра по противодействию наркомании РПЦ епископ Мефодий.

Инициативу депутата считают избыточной даже в МВД. "Да, существует проблема с освидетельствованием несовершеннолетних на употребление наркотиков. Но к этой возрастной категории и должен быть особый подход, без родителей просто невозможно обойтись,— заявил "Ъ" глава пресс-центра МВД РФ Андрей Пилипчук.— Не думаю, что до такого дойдет".

29 января 2015, в 17:55 0
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 29 января 2015, в 19:12
Vlad, я не употребляла наркотики в школе, в институте - тоже, но меня бы возмутило, если б меня направили на обязательное обследование, не спросив ни меня, ни - в конце концов - моих родителей. Да еще и полный отказ от анонимности. Вы представляете себе масштабы возможных злоупотреблений? Люди слабы, а информацией торгуют все, кому не лень. А тут такое пятно на жизни ребенка, даже если он один раз попробовал и больше не собирался. Да родители любые деньги отдадут, чтоб убрать эту запись в медкарте, и этим ОБЯЗАТЕЛЬНО будут пользоваться.
+5
Написано 29 января 2015, в 20:54
Vlad, у вас нет детей, видимо, или они еще маленкие. Речь не о взрослых, а о детях, а неадекватным может посчитать любой учитель поведение любого неприятного ученика. Даже Астахов высказался против этой инициативы. Решение родителей или самого ребенка после 15 - обязательно. И еще раз напоминаю - они хотят убрать анонимность. Пока это не коснулось вас, вы не осознАете это. Меня это не коснулось, слава богу, но я умею поставить себя на место других.
+5
Написано 29 января 2015, в 20:57
Vlad, и вообще, у нас как обычно - борются не с причиной, а со следствием, вместо наркобаронов и наркобарыг прижимают тех, кто от них и страдает. В первую очередь надо щемить тех, кто поставляет и продает наркоту, наживается на ней. Но у ни, видимо, очень большая и сильная крыша во всех верхах.
+4
Написано 29 января 2015, в 20:59
Мария Иванова, это будет похуже ювеналки. Такой рычаг давления на родителей, а в будущем - на детей, если они не станут наркоманами и выбьются в люди.
+4
Написано 29 января 2015, в 21:37
Vlad, у подростков неадекватное поведение - зачастую почти норма, гормоны такое вытворяют. Останемся каждый при своем. Позволю только заметить, что взрослый в нашей стране, привлекший внимание правоохранительных органов или совершивший ДТП, ПОКА имеет право отказаться от медицинского освидетельствования. Почему же вы отказываете в таком праве родителям детей и самим детям? Чем они хуже? Еще раз повторю, не судите со своей "идеальной" колокольни, а попробуйте представить себя на месте родителя. Ничьи дети не застрахованы.
+3
Написано 29 января 2015, в 21:39
Vlad, и еще - я не столько против самих тестов, сколько против делания их БЕЗ согласия родителей и занесения результатов в медкарту, то есть отсутствия анонимности теста.
+4
Написано 30 января 2015, в 10:01
Лично я против таких мер.
Раз такое дело, то в Государственной Думе тоже надо приходить и принудительно брать анализы у всех. Думаю им это не понравится.
Если они приняли закон о запрете курения в общественных местах, а сами курят в ГД.
+3
Написано 30 января 2015, в 12:09
Лично знакома с парочкой педагогов , которые половине своих учеников направления в дурдом постоянно выписывают. Поведение, мол, неадекватное. У третьеклассников. Делать такие тесты без согласия родителей - это полный бред, треш и беззаконие. Я не могу ручаться за адекватность многих учителей. А что касается неадекватности подростков , то тут я полностью с Нюник_45 согласна. Вспоминаю некоторые свои выкрутасы - волосы дыбом. Хотя ни о каких наркотиках понятия не имела вообще.
+4
Написано 30 января 2015, в 16:29
Chelmodan, Именно такие и нужны. А не такие как вы.
+3
Написано 30 января 2015, в 16:48
Chelmodan, Это твое мнение.
+1
Написано 30 января 2015, в 17:37
"Конечно, хочется верить, что злоупотреблений не будет,— говорит Ирина Чиркова.— Неправильно, если директора школ будут каждую неделю отправлять на анализы ученика, который им не нравится".

Типа наивная, как чукча. Ладно бы ее показная наивность была ее только личной проблемой, но извините, а дети тут причем?
Мне кажется это лоббирование производителей этих самых тест-систем. Им тупо надо расширить свой бизнес и чихать на любые разумные доводы и в том числе на Конституцию.
Мну как родитель вполне может приобрести тест-систему в аптеке и совершенно анонимно проверить своего ребенка, если будет подозрение. Но не дай Бог, какой-то чмурдяй без моего согласия решит сделать тоже самое с моим ребенком - пасть порву и моргала выколю! Почему какие-то козлы записывают заведомо моего ребенка в подозреваемые? Это унизительно!
−1
Написано 30 января 2015, в 23:46
Lexx,
0
Написано 30 января 2015, в 17:41
Vlad, а у меня с дочкой в школе учится мальчик-аутист. Довольно своеобразный, можно сказать часто не совсем адекватный, но не опасный. Чё с ним делать прикажете? На каждой перемене в банку писать?
−1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Руководителей сахалинских ЖЭКов и ЖЭУ проверят на профпригодность
Руководителей сахалинских ЖЭКов и ЖЭУ проверят на профпригодность
Житель Охи пришел помириться с бывшей женой, но избил ее и сына
Житель Охи пришел помириться с бывшей женой, но избил ее и сына