Группа компаний "Аэрофлот" подготовила новую стратегию до 2028 года, рассказал на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев. В этой стратегии, получившей название "30/30", группа намерена сделать ставку на лоукостер "Победа", который в 2019 году перевез 10,3 млн пассажиров, а через восемь лет должен увеличить их число до 55–65 млн человек.
Стратегия предполагает увеличение пассажиропотока до 130 млн человек в год к 2028 году. Прежний план увеличить число клиентов до 100 млн человек к столетию "Аэрофлота", которое будет отмечаться в 2023 году, также сохраняется.
Также в планах компании снизить цены в экономклассе на рынке на 30% за счет "Победы", добавил глава "Аэрофлота". Савельев докладывал о новой стратегии президенту Владимиру Путину 6 июля, но деталей не раскрывал.
Объем 130 млн пассажиров в год практически соответствует уровню всей гражданской авиации России за 2019 год, которая перевезла 128 млн человек. Но кризис 2020 года позволит вернуться к таким показателям лишь в 2024 году, с ежегодным приростом на 10%, прогнозирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Он допускает, что к 2028 году число пассажиров вырастет до 170 млн человек, а группа "Аэрофлот" сможет перевозить 130 млн, если не случится второй волны коронавируса или других потрясений.
Как "Аэрофлот" решил увеличить "Победу" в шесть раз
Основные маршруты (среднемагистральные), которые сейчас обслуживает одноименная компания "Аэрофлот", группа планирует передать "Победе". Эта компания начала полеты осенью 2014 года и за пять с половиной лет перевезла 30 млн человек, сказал глава группы. В 2019 году она показала рост по количеству пассажиров на 43%, заняв четвертое место среди крупнейших авиакомпаний.
Средняя загрузка кресел "Победы" — 94%, а летом она достигает 100%, рассказал Савельев. Средняя загрузка группы "Аэрофлот" составляет 82%, а одноименной компании — 79%. "12% пассажиров, которые сегодня пользуются "Победой", никогда в жизни не летали самолетами", — добавил топ-менеджер.
"Победа", встав на маршруты "Аэрофлота", существенно изменит картину ввиду дешевизны билетов: у нее 10% билетов продается сейчас по цене 499 руб., а до этого продавалось по цене 999 руб. — это очень существенная для пассажира вещь", — отметил глава "Аэрофлота".
"Если мы работаем на одном направлении с "Победой" или другой авиакомпанией, которая летает по демпингу, мы снижаем тарифы", — говорил в интервью РБК совладелец и гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов ("Уральские авиалинии" также входят в пятерку крупнейших авиакомпаний России). По его оценкам, демпинг со стороны "Победы" и других перевозчиков вынуждает компанию снижать цены на часть билетов примерно на 20%. "Ничего страшного в этом нет. Есть другие направления, страна у нас очень большая. Вы же понимаете, если посмотреть на карту России, от Урала до Петропавловска-Камчатского крупных компаний по пальцам пересчитать", — добавлял он.
Теперь "Аэрофлот", расширив число направлений и рейсов "Победы", рассчитывает, что она позволит в среднем по рынку снизить цены на билеты в экономклассе на 30%. РБК направил запросы в пресс-службы S7, "Уральских авиалиний" и Utair.
На тех маршрутах, где "Победа" уже выполняла рейсы, средний чек не изменится, поскольку конкуренты успели приспособиться к ценообразованию лоукостера, говорит Гусаров. "А на тех маршрутах, где появится "Победа", конкурентам придется снижать тарифы", — добавляет он. Сама компания будет вынуждена сокращать издержки, чтобы сохранять рентабельность, а значит, пассажирам все больше придется доплачивать за дополнительные услуги, указывает аналитик.
"Победа" к 2027–2028 годам будет оперировать 170 самолетами и перевозить 55–65 млн пассажиров в год. Это в шесть раз больше, чем было в 2019 году, когда компания обслужила 10,3 млн человек. Сейчас в парке у лоукостера лишь 30 самолетов.
Сам "Аэрофлот", который в 2019 году перевез 37,2 млн пассажиров, сохранив первое место среди российских авиакомпаний, сосредоточится на дальнемагистральных рейсах, чтобы стать пятизвездочной компанией. Он также будет оперировать 170 самолетами, но у него по-прежнему будет 35–40 млн пассажиров. "Это соответствует как раз пятизвездочным компаниям, которые сегодня оперируют на рынке", — добавил глава "Аэрофлота". Таким образом, стратегия предполагает, что "Победа" станет крупнейшей авиакомпанией в группе "Аэрофлот" и в целом в России.
"Стратегия, которую вы на сегодняшний день имеете, мне кажется, очень может быть эффективной", — сказал Мишустин, выслушав его доклад. Новая стратегия будет рассмотрена на совете директоров, заседание которого назначено на четверг, 16 июля, сказал РБК представитель группы.
Что будет с российскими самолетами группы
Еще одна компания группы — "Россия" — вместо "Аэрофлота" займется социальными направлениями, в том числе с «плоскими тарифами», которые применяются на рейсах на Дальний Восток, в Калининград и Крым, рассказал Савельев на встрече с Мишустиным. Ей будут переданы все лайнеры "Аэрофлота" российского производства, включая лайнеры Sukhoi Superjet. "У нее будет 250 машин, из которых 235 — отечественного производства, что очень важно", — подчеркнул топ-менеджер.
Сейчас полеты на Дальнем Востоке осуществляет еще одна "дочка" группы — "Аврора". Про нее глава "Аэрофлота" сказал только, что это «региональная компания», которой группа управляет «отдельно», в то время как "Аэрофлот", "Победа" и "Россия" "занимают свои ниши". Представитель "Аэрофлота" отказался уточнить, предусмотрено ли развитие "Авроры" в новой стратегии.
"Аэрофлот", владеющий 51% "Авроры", готов продать свою долю в компании правительству Сахалинской области, которому принадлежат оставшиеся 49%, сообщало в мае 2020 года "Авиатранспортное обозрение" со ссылкой на письмо губернатора Сахалина Валерия Лимаренко. "Рассмотрев ваше предложение о приобретении акций АО «Авиакомпания "Аврора", сообщаю, что правительство Сахалинской области готово начать переговоры по данному предложению", — отмечал он.
ну а чО ., продать чумазым и забыть