Представьте, что вы владелец небольшого кафе и сотрудничаете с поставщиком, который обеспечивает заведение 80% необходимых ресурсов. Что будет, если подрядчик неожиданно станет банкротом? Эксперты сервиса «Финансист» разобрали этот и другие опасные для бизнеса случаи.
Доминирующий контрагент
Опасность может таиться в обоих случаях: и когда контрагент покупает ваши товары, и когда продает вам свои.
В первом случае расклад угрожает тем, что при сбыте одному контрагенту большей части продукции ваша компания рискует стать зависимой от его благополучия. К примеру, вы импортируете смартфоны, и одна из очень развитых сетей продает более половины вашего товара. Что будет с вашими продажами, если экономический кризис приведёт к закрытию этого контрагента?
Также нельзя полностью рассчитывать лишь на одного подрядчика. Если у него возникнут сложности, они потянут вас за собой.
Как справиться: диверсифицируйте контрагентов и определяйте оптимальный процент продаж или поставок для каждого. Проверить риски помогают специальные инструменты, которые собирают информацию о контрагентах.
Мошенничество
Сотрудники могут работать с определёнными контрагентами из-за личных симпатий или выгодных знакомств. Однако это не означает, что компания останется в плюсе от такого партнёрства.
Как избежать: введите многоступенчатые согласования, чтобы финальные решения зависели от разных отделов. Этот же принцип должен касаться и подписания документов. Например, договор на обучение работников будут подписывать и финдир, и сотрудник отдела кадров вместе.
Текучка
Текучка может быть связана с иммиграцией сотрудников или с их низкой вовлечённостью в работу. Если ещё 20 лет назад каждый работник был просто кадром, от которого мало что зависело, то сегодня в фокусе бизнеса — крепкие команды. Как бы собственник ни выстраивал стратегии, как бы ни вкладывался в бизнес, при низкой кадровой вовлечённости результаты компании будут ухудшаться.
Как решить: обучайте персонал, следите за соблюдением сбалансированной дисциплины и разработайте систему мотивации.
Инфляция
Несвоевременное отслеживание глобальной экономики чревато неприятными сюрпризами, которые чаща всего увеличивают расходы, а не доходы бизнеса.
Любая организация вынуждена постепенно адаптироваться к инфляции, в том числе и через повышение цен, против которого могут выступать департаменты компании.
Как решить: эксперты сервиса «Финансист» подчеркивают важность адекватного и аналитического подхода в аргументации и согласовании всех цифр и показателей.
Новый конкурент
Новый игрок на рынке — всегда вызов: он может привлечь и технологи, и людей, чтобы завоевать клиентов. Однако из конкурента можно извлечь пользу для вашей компании: следите за новыми и интересными идеями, которые помогут выявить несовершенства модели вашего бизнеса.
Как решить: предугадать рост конкуренции нельзя, но если новичок проявился, продумайте защиту своей бизнес-модели и ищите выгоду в сложившейся ситуации.