Ни одна мало-мальски успешная компания не обходится без бухгалтера, а часто – и целого финансового отдела. Найти идеального главбуха для своего предприятия – все равно, что жениться по любви: почти невозможно, но изредка все же случается. Сравнение с браком вовсе не такая гипербола, как может показаться, ведь этому человеку вы, как предприниматель, доверите самое ценное, что есть у вашей организации – безопасность своих финансов. С другой стороны сейчас существуют бухгалтерские услуги, которые можно доверить сторонней фирме и сэкономить время на поисках главбуха.
Главные бухгалтеры, по сути, вторые по важности люди в любой организации малого и среднего масштаба, и выбирать работников на такую должность надо очень осторожно, с умом, но не забывая о доверительном отношении и эмоциональном взаимодействии. Нужно, чтобы у них и образование было профильное, и опыт имелся, и соответствующие компетенции. Только проверить их, особенно навыки, без собственного владения этой специальностью весьма затруднительно.
Но помочь отсеять неблагонадежных или несерьезных кандидатов, а также проверить их профпригодность все же можно. Главное подойти к этой задаче основательно и знанием дела, с чем помогут наши советы.
Оформление вакансии
Самое важное при поиске сотрудников на любую должность – составить правильную вакансию. Особенно это актуально при найме бухгалтера. В объявлении надо указать четкие требования к кандидатам, описать конкретные обязанности и права. По сути, из вакансии соискателю уже должна быть понятна должностная инструкция, как будут оформлены трудовые отношения с вашей организацией и какие преимущества от работы именно у вас он получит.
К сожалению, такая простая и понятная в большинстве других отраслей практика, как формальное оформление трудовых отношений с компанией, нередко игнорируется предпринимателями при найме бухгалтеров. Нередки случаи, когда бухгалтер работает удаленно, официально не числится в компании, получает зарплату частными переводами. Это, конечно, очень удобно с точки зрения экономии на налогах, но помимо того, что это не очень легально, это еще и очень опасно. Самозанятый бухгалтер вам ничем не обязан и ничего не должен. В лучшем случае он может просто пропускать работу и выполнять задания спустя рукава. В худшем случае вы нарветесь на мошенника, который воспользуется вашей неосторожностью. В любой из этих ситуация вы с него ничего не спросите, никому ничего не докажете и жаловаться никуда не сможете, ведь официально у вас его даже и не числится.
Лучше оформить все официально. Если вариант с официальным наймом однозначно не подходит, есть и альтернатива – договор с ИП-бухгалтером на оказание услуг. В обоих случаях нужно четкое указание обязанностей и ответственности бухгалтера за формирование отчетности.
Требования к соискателям
Допустим, вы все-таки решили воспользоваться вариантом найма бухгалтера и составляете вакансию. Какие же требования нужно выдвинуть к соискателям? Как отсеять тех, кто будет лишь мешать бизнесу, и подобрать лучших кандидатов? Есть три главных совета, которые позволят еще до собеседования сузить круг поиска до необходимого минимума:
- Ставьте приоритет на знания и навыка, а не на диплом;
- Требуйте понимания правовой документации;
- Требуйте наличия компьютерной грамотности.
Разберем каждый пункт подробнее.
Знания и навыки
Профильное образование для бухгалтера это не просто хорошо, это необходимо. Но его одного мало. Любой теоретический опыт, как правило, без практического применения совершенно бесполезен. Тем более в условиях, когда учебная теория постоянно на год-два отстает от реальной обстановки.
Законы регулярно меняют, создают новые, изменяются налоговые условия. Даже самые важные части университетских программ устаревают быстрее, чем студенты успевают их освоить и выпуститься. Единственный способ быть в курсе всего и освежать свои знания – активно работать в изменчивой среде. Особенно это актуально для бухгалтеров.
Главный, пожалуй, признак профпригодности бухгалтера при соответствии основным требованиям – внимание к изменениям. Укажите в вакансии, что требуется знание новых законов и рабочих практик, а потом на собеседовании обязательно убедитесь, что оно имеется. Для этого, конечно, надо и самому знать хотя бы что-то из обновлений налогообложения и бухгалтерии, а потому не поленитесь и проведите хотя бы поверхностное исследование вопроса.
Ну и, конечно же, надо требовать наличия опыта работы по профессии. Однако учтите отраслевую специфику. Во многих отраслях нужно знакомство с особенностями работы в ней. Например, если к вам придет главный бухгалтер с обширным опытом работы в сфере розничной торговли или услуг, то он может показаться весьма перспективным вариантом. Но если ваша компания работает в производственной или строительной отрасли, то его опыт может оказаться почти что бесполезным, а в некоторых случаях даже вредным, если он попытается имплементировать неуместные практики на новом рабочем месте. Поэтому всегда указывайте требуемый опыт работы и отрасль в вакансии.
Только помните, что сроки надо указывать реалистичные. Ориентируйтесь на минимально допустимые для вас требования, и оставляйте возможность устроиться специалистам из смежных отраслей.
Знание правовой документации
Очевидно, что для работы любому кандидату надо знать Налоговый Кодекс, а также связанные законы и постановления. При этом важно, чтобы источником знаний были оригиналы, а не статьи-пересказы.
Укажите это требование в вакансии со всей конкретикой. Припишите также требования к знанию связанного отраслевого законодательства по налогам, если таковое имеется. Конечно же, некоторые особо самоуверенные кандидаты попытаются «проскочить» даже без владения такими знаниям. Проверять их придется уже на собеседовании. Для этого достаточно задать какой-нибудь нестандартный, каверзный вопрос про налоги или необычные ситуации в бизнесе. Позаботьтесь о том, чтобы найти подходящий вопрос заранее и изучите его если и поверхностно, то хотя бы достаточно, чтобы знать правильный ответ и различить очевидное незнание вопроса.
Еще можно пойти на такой шаг: разрешить выполнение тестового задания в офисе с использованием справочных баз, а затем посмотреть историю браузера. Так вы поймете, на какие источники кандидат опирался для поиска решения. Если это, например, система «Консультант», то все хорошо – тут содержатся оригинальные статьи законов. Если же это разъяснительные, а не правовые ресурсы, то лучше попрощаться с таким соискателем.
Компьютерная грамотность
Двадцать первый век уже давно на дворе, и быть неумелым в обращении с компьютером должно быть стыдно. Особенно это актуально для бухгалтеров, которые всегда работали с числами, и которым цифровые инструменты идут на пользу. Для них знание основ пользования ПК, бухгалтерским ПО и облачными сервисами – обязательное требования в наши дни. То же касается эквайринга, онлайн-касс и синхронизированного учета.
Углубленное знание программного обеспечения и его функционала очень помогает в ведении бухгалтерии. Например, в программах от 1С для бухгалтерии есть возможность хранения документов, которые потом могут просматривать другие бухгалтера и аудиторы на проверке. Только в формате PDF эти документы весят немало, а потому, по мере их накопления, они сильно нагружают программу, замедляют работу и делает ее очень неудобной. Но если посвятить немного времени изучению ПО, можно найти обход для этой проблемы.
Если использовать ссылки и сделать сквозную закачку файлов из облачного хранилища, («например Google Диск»), то нагрузки на ПК и программы почти не будет. Это изрядно оптимизирует и ускоряет работу.
Именно знание этого и других «лайф-хаков» отличает опытного сотрудника, готового стать главбухом, от новичка без реального практического опыта. Не стесняйтесь проверить знание компьютерной грамотности на собеседовании, задав пару вопросов о личных секретах работы или дав тестовое задание прямо в офисе.
Проведение собеседования
Итак, вы составили вакансию, расписали все требования, отсеяли очевидно неподходящих кандидатов. Теперь вас ждут собеседования с потенциальными главбухами. Порой бывает, что двое и более соискателей обладают одинаковыми компетенциями и могут, в теории, выполнять эту работу. Но как найти лучшего из них?
Тут поможет правильная тактика ведения собеседования. Они могут быть разными, но есть ряд общих нюансов, на которые следует обратить внимание. Мы выделим пять главных факторов, которые отличают хорошего бухгалтера от лучшего.
Темперамент
Диплом финансового факультета это хорошо. Красный диплом – еще лучше. Но это еще не гарантия профессионализма. Знаний и навык недостаточно. Нужен еще правильный характер.
Работа бухгалтера требует от сотрудника постоянства, усидчивости, способности долго и тщательно работать, следить за мелочами. Можно сказать даже, что он обязан быть дотошным. А такие черты почти всегда приходят с определенным темпераментом характера, который принято называть «интровертный».
Как опознать интроверта? Это обычно легко. Как правило, они предпочитают больше слушать других и меньше разговаривать самим. Любым действиям и серьезным решениям предшествует долгое обдумывание. Следите за поведением соискателя в беседе и не отметайте его кандидатуру сразу, как увидите сомнения или застенчивость в поведении. Возможно, у него просто такой характер, и он будет неоценим в тонкой, почти что ювелирной работе со счетами вашей компании и при составлении отчетов.
Однако не стоит ставить крест и на экстравертах. Они могут быть хорошими бухгалтерами. Но особенно неоценимы они становятся, если у вас крупная фирма. Там главбухам приходится постоянно общаться с другими людьми, и интроверт здесь будет не в своей тарелке, а вот темперамент экстраверта, наоборот, сыграет ему на руку.
Приватность
У работы главного бухгалтера очень индивидуальная специфика. Он не продавец, не управляющий отдела и не лидер мнений, а мыслитель. Его работа часто, по сути, одиночная, требующая сосредоточения и раздумий. Групповые собеседования тут ни к чему, он ведь не менеджер или рекламщик.
Главный бухгалтер должен как вызывать доверие, так и пользоваться им. Поэтому лучше проводите собеседование в спокойном окружении тет-а-тет, где вам никто не помешает и можно будет говорить вдумчиво и на чистоту.
Осторожность
Часто неуверенность в голосе или поведении соискателя принимают за признак неготовности браться за работу или даже лжи. Это довольно грубое и лишенное осмотрительности мнение, не предусматривающее различных психологических особенностей. Не стоит сразу отметать такого кандидата, ведь он может просто быть очень осторожным.
А осторожность жизненно необходима для успешного главбуха. Настоящий бухгалтер должен быть в меру неуверен в себе и своих решениях. Это заставить его проверять свою работу на ошибки, уточнять информацию и искать недочеты. Лучше потратить дополнительные время и силы на проверки, чем потом хвататься на голову из-за прокравшихся ошибок и понесенных из-за них убытков.
Если и избегать, то излишне самоуверенных бухгалтеров. Здоровая доля веры в себя полезна, конечно, но если человек не способен сомневаться в себе, то он куда вероятнее будет работать поверхностно, доверяя своей интуиции настолько, что не будет замечать ошибок и игнорируя даже очевидные их признаки.
Конфиденциальность
На собеседованиях принято спрашивать о прошлом опыте работы. Обратите внимание не только на то, насколько он богатый и успешный, насколько много рекомендаций есть у соискателя, но и на то, что он может рассказать о других компаниях.
Бухгалтеры всегда посвящены в секреты и финансовые операции организаций лучше, чем кто-либо еще из персонала. И большая часть этой информации конфиденциальна. Расспрашивая о прошлых местах работы, об их плюсах и минусах, следите, насколько много опасных данных он выдаст. Хороший главбух никогда не предаст доверие своих прошлых нанимателей, особенно по части финансов. Если он сдержан и говорит лишь необходимый минимум, то это надежный человек, которому можно довериться. Если же выкладывает все, включая неприглядные финансовые действия компании, то он вам не подойдет. Неважно, если вы такими вещами не занимаетесь, если он делает это по неосторожности, из мести неприятному прошлому начальству или желая угодить вам – доверие нельзя переоценить. А человеку, который «сдает» бывших нанимателей, доверять нельзя.
Адекватность
Ну и, конечно, адекватное поведение нужно от любого сотрудника, а от бухгалтера тем более. Но что такое адекватность и как проверить ее?
Адекватность применительно к человеческому поведению и работе это способность здраво оценивать ситуации, расставлять приоритеты и выбирать разумные, реалистичные варианты. Чтобы проверить ее, предложите какую-то гипотетическую ситуацию, предлагающую неадекватный выбор. Например, спросите, что он будет делать, если его в пятницу, под конец рабочего, перед отчетной неделей заставить поработать сверхурочно в ущерб семье или отношениям. Адекватный человек не станет бросать все личные дела в последний момент ради нескольких часов дополнительного труда. Если он такое скажет, то он либо врет, чтобы понравиться вам, либо трудоголик.
К тому же хороший бухгалтер всю работу делает заранее и планы расставляет так, чтобы они не мешали работе