Вне центра, компактный, инновационный. Всё это — новый транспортный объект в Черкизово — первый с 1918 года вокзал, открывшийся в границах старой Москвы.
В последние майские выходные в столице прошла торжественная церемония открытия Восточного вокзала. Запускать движение поездов дальнего следования приехали мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозёров.
Объект входит в состав транспортно-пересадочного узла «Черкизовская»: здесь располагаются одноимённая станция метро, МЦК «Локомотив», а также остановки общественного наземного транспорта. Всё находится под одной крышей по принципу «сухие ноги» — пассажиры могут попасть прямо до нужной станции по крытому переходу, не выходя на улицу. Это особенно удобно в плохую погоду.
Главные задачи нового вокзала — снизить нагрузку на Курское железнодорожное направление, забрав на себя часть транзитных поездов, а заодно уменьшить пассажиропоток на кольцевой линии метро в центре города. Первым делом власти Москвы перевели 24 пары поездов с Курского на Восточный вокзал. В общей сложности новый объект способен обслуживать более 74 тыс. человек в сутки.
Рекордные сроки и новаторство в исполнении РЖД
Работы по возведению Восточного стартовали в середине 2020-го. Комплекс занимает территорию в 9,6 тыс. «квадратов» — это самый маленький вокзал среди действующих. В его составе — пассажирский терминал и две платформы. И пусть здесь нет монументальной архитектуры и памятников истории, однако налицо столь востребованный ныне тренд — функциональность.
В зале ожидания на 200 человек можно перекусить, подзарядить телефон, провести деловую встречу в бизнес-зале и даже устроить приём небольшой делегации в специальной комнате. В помещении работает Wi-Fi, кондиционеры и отопление. Не забыли и о людях с ограниченными возможностями — для них работают эскалаторы и лифты, здание и платформы оборудованы пандусами и тактильной плиткой.
В какой-то момент легко и забыть, что это вокзал, потому что в помещении установлены специальные ароматизаторы, распыляющие непривычный для таких мест запах. За это стоит выразить отдельную благодарность генеральному директору РЖД Олегу Белозёрову.
Как часто бывает, первые пассажиры не смогли в полной мере оценить всех удобств нового хаба. Однако спустя время жители и гости столицы убедились в преимуществах этого узла. Главное из них — транспортная доступность, в числе которой — наличие выходов к метро и МЦК. Кроме того, пассажиры отмечают информативность в виде множества указателей, продублированных на английском языке. Некоторых приятно порадовала ухоженная прилегающая территория.
Большие планы
Открытие Восточного вокзала — лишь часть модернизации железнодорожной инфраструктуры в московской агломерации. За 2021 год по программе развития Центрального транспортного узла планируется открыть 11 пригородных вокзалов на МЦД.
В частности, один из сложнейших проектов на данный момент реконструкция участка Москва-Каланчевская — Москва-Пассажирская-Курская — Нижегородская (Карачарово). По словам экспертов, на него было сложно решиться: требуется замена путепроводов, прокладка новых железнодорожных путей — и это в центральном районе Москвы с устоявшейся инфраструктурой. Но всё это необходимо для четвёртой линии МЦД.
«Совместно с правительством Москвы мы продолжаем работу над масштабным проектом по строительству Московских центральных диаметров. Два диаметра уже показали свою эффективность: даже в пандемию мы зафиксировали гигантские показатели пассажирооборота», — комментировал Олег Белозёров.
Напомним, Олег Валентинович Белозёров занимает пост главы ОАО РЖД с августа 2015 года. В марте 2021-го Михаил Мишустин продлил полномочия Олега Белозёрова РЖД ещё на пять лет.