Финансы — важный, но не единственный фактор стабильности во времена кризиса. Они не помогут организации выстоять, если у собственника бизнеса нет плана, команды и мотивации для персонала. А вот стратегическое планирование поможет.
Ступень 1: Выявление ценности и задач бизнеса
Речь идёт не только про то, что «бизнес должен зарабатывать». Нередко успех компании и рвение изменить мир через продукт определяет ценность для клиентов. Однако важно донести основные задачи бизнеса до рынка.
Ступень 2: Постановка целей
По наблюдениям экспертов сервиса «Финансист», меньше половины топ-менеджеров могут чётко назвать основные цели своей организации. С собственниками малого бизнеса картина ещё печальнее: более 80% даже не прописывают главные задачи компании. А ведь даже маленькие цели помогают оценить верность выбранной стратегии и в сумме дают неплохую картину развития бизнеса в целом.
Ступень 3: Анализ внутренней и внешней среды
SWOT-анализ уже «отпраздновал» свой 50-летний юбилей как основной инструмент формирования стратегии и планирования. Он удобно систематизирует факторы влияния на бизнес и помогает понять, что делать, что улучшить, с чем бороться и что исключить из выбранного пути развития. Эксперты сервиса «Финансист» рекомендуют проводить этот анализ раз в месяц.
Ступень 4: Анализ альтернатив
Когда внешние и внутренние условия определены, необходимо выбрать оптимальный способ достижения целей, рассмотрев несколько вариантов стратегии.
Ступень 5: Разработка стратегии и создание планов
На этой ступени помочь может North Star Metric (NSM) — метрика в бизнесе, цель которой — помочь сфокусировать усилия на главной задаче и согласовать её составляющие. North Star измеряет прогресс организации и делает прозрачной её работу. С помощью метрики отслеживаются параметры эффективности процессов, например, можно понять, что повышает уровень обслуживания клиентов, количество покупателей и стоимость их покупок за период.
Ступень 6: Финансовое планирование
Как автомобилем удобнее управлять через цифровые навигаторы, так и с финансовым планом нагляднее наблюдать за достижением цели бизнеса.
Достаточно много компаний игнорируют создание финансовой модели, но её наличие тяжело переоценить. Финмодель — это стратегия «на языке цифр». Она даёт возможность понять, сколько денег потребуется вложить, а сколько удастся получить. Чаще всего даже самая простая модель включает в себя показатели продаж, маржи и прибыли, активы, долги и капитал.
Ступень 7: Процесс реализации плана
Название стадии говорит само за себя. На этом этапе компания начинает движение по наченной в планах траектории.
Ступень 8: Отчётность
Ведение отчётности поможет точно оценивать результат. Это принесёт понимание, насколько компании удаётся выполнять план.
Ступень 9: Оттачивание и корректировка процессов
Постоянный анализ фактических результатов с плановыми даст информацию, которая поможет улучшить текущие бизнес-процессы.
Кто составляет стратегический план?
В микробизнесе или стартапах, в которых нет сложных цепочек процессов, а информация по всем тратам собирается вручную, заниматься стратегическим планированием вполне может собственник.
Но если организация получает среднюю выручку более $50 тысяч, из которых более 10 — зарплата, помощь финансового директора будет необходимой.