В России сейчас очень популярен режим самозанятости. В последнее время каждый год получать статус самозанятых стали все больше граждан, и сейчас их число насчитывает уже несколько миллионов человек.
Компании в свою очередь стали часто привлекать самозанятых к различным проектам. Но при этом важно правильно заключать с ними договора, чтобы избежать возможных проблем.
Для этого нужно вовремя проверить статус самозанятого, чтобы убедиться в его правомерности. В данной статье мы рассмотрим, почему компаниям важно автоматизировать процесс проверки статуса самозанятого исполнителя и как это поможет избежать рисков.
Что такое самозанятый налогоплательщик и каковы преимущества работы с ним
Самозанятый — это физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель, выбравший специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” (НПД). Таким образом гражданин может работать на себя и уплачивать налог только с полученного дохода.
Преимущества работы с самозанятыми заключаются в том, что это выгодно компаниям при разовых проектах, так как не нужно заключать с исполнителями трудовой договор и платить налоги, страховые взносы, что позволяет сэкономить бюджет.
Какие есть способы проверки статуса самозанятого
Чтобы не рисковать перед ФНС, компания должна проверить статус самозанятого, как в момент заключения договора, так и перед выплатой вознаграждения. Так как если самозанятый-физлицо прекратит свою деятельность, компания должна будет становиться налоговым агентом такого исполнителя.
Если самозанятый работник теряет свой статус и остается ИП, то заказчику не придется менять ничего в своих процессах. Индивидуальный предприниматель самостоятельно оплатит все свои налоги и взносы. Однако, если бывший самозанятый становится обычным физическим лицом, компании, привлекающие такого исполнителя, должны принять ряд мер. В частности, при выплате вознаграждения необходимо удерживать НДФЛ и оплатить страховые взносы. Кроме того — представлять отчетность в налоговую инспекцию в установленные сроки, или же незамедлительно сообщить налоговой о том, что НДФЛ не удерживался.
Существует несколько способов проверки статуса самозанятого:
-
на сайте ФНС, в окне поиска нужно ввести ИНН исполнителя и проверить его статус на любую дату;
-
запросить у исполнителя справку «О постановке на учет по форме КНД 1122035» из приложения «Мой налог»;
-
автоматизировать процесс проверки статуса в сервисе «Мои самозанятые», который будет проверять статус перед каждой выплатой и автоматически уведомлять об изменениях в статусе налогоплательщика.
Почему компаниям выгодно автоматизировать проверку статуса
-
Экономия времени: Автоматизация проверки позволяет компаниям трудозатраты штатного персонала для выполнения этой задачи. Это может привести к сокращению затрат на персонал, увеличению производительности и сокращению времени реакции на изменения статуса.
-
Улучшение точности и сокращение ручной работы: Когда процесс проверки статуса выполняется вручную, есть вероятность ошибки, связанной с человеческим фактором. Автоматизация процесса позволяет исключить такую возможность, что повышает точность и надежность получаемой информации.
-
Более быстрая и эффективная обработка: позволяет быстрее и более эффективно обрабатывать большое количество данных, особенно когда самозанятых десятки или сотни. Это дает возможность компаниям быстрее принимать решения на основе актуальной информации.
-
Улучшение менеджмента и контроля бизнес-процесса: Автоматизированный процесс проверки с уведомлениями об изменениях статуса позволит оперативно реагировать на них и принимать соответствующие меры.
Настроить такую автоматизацию можно в сервисе “Мои самозанятые”.