План-факт анализ — инструмент для контроля развития бизнеса, а не просто огромная таблица со множеством цифр. Сопоставляя плановые показатели с реальными значениями, которых смогла достичь компания, руководство может выявить проблемы или наоборот убедиться в верности принятых решений. Эксперты сервиса «Финансист» рассказали о том, как наладить этот процесс в компании.
Сначала необходимо правильно настроить ведение план-факт анализа в компании. «Первый шаг — выбор параметров, которые вы будете отслеживать. Работать сразу со всеми показателями не имеет смысла, выявите наиболее важные конкретно для вашего бизнеса. Также отслеживать изменения лучше не по сводным метрикам, а, например, отдельно по продуктам или проектам. Вторым этапом определите границы отклонений: при каких значениях можно даже не анализировать, а когда наоборот пора бить тревогу», — рассказали специалисты.
Когда первые шаги уже выполнены, стоит обратить внимание на другие моменты, чтобы извлечь больше пользы из план-факт анализа. «Во-первых, можно поработать над чисто техническими деталями, которые помогут ускорить процесс. Например, настроить выделение красным и зелёным отрицательных и положительных отклонений соответственно. Во-вторых, важно помнить, что наша задача не просто рассчитать отклонения, а выявить взаимосвязи и причины. Они не всегда очевидны, но необходимы для принятия верных управленческих решений. Последнее — отрицательные отклонения нужно анализировать всегда. Даже если по большей части показатели соответствуют плановым. Какое-то небольшое отклонение в текущем периоде, может вылиться в серьёзные проблемы в будущем», — считают эксперты.
Чтобы план-факт анализ был по-настоящему полезен компании, его результаты должны приводить к действиям. «Например, если вы замечаете значительные отклонения, стоит пересмотреть бюджет. Возможно, потребуется увеличить планируемый объём расходов или наоборот. В целом, план-факт анализ помогает корректировать любые планы компании и делать их более реалистичными. А каждое проработанное отрицательное отклонение — шаг к улучшению бизнеса», — объяснили эксперты сервиса «Финансист».
Также специалисты отметили, что сейчас вести план-факт анализ стало значительно проще благодаря появлению специальных сервисов. Фактические данные в них подтягиваются автоматически, программа сама информирует об отклонениях, требующих особого внимания. Это делает весь процесс ещё более эффективным.