О тайнах своей профессии рассказали актёры Сахалинского театра кукол

О тайнах своей профессии рассказали актёры Сахалинского театра кукол

За кулисы заглянула съемочная группа АСТВ

Говорят, в этом месте происходят настоящие чудеса. По ночам куклы оживают и начинают заниматься своими делами. Речь о Сахалинском театре кукол.

Дети любят это место, а взрослые приходят сюда с удовольствием. В этом году театру кукол исполнится 44 года. И за это время поставили множество интересных спектаклей, погрузили ребят в мир искусства. Но каждая постановка – это большая работа, и не только артистов, но и всего коллектива. Давайте узнаем профессию ближе с рубрикой "Глазами профессионала".

Первые кукольные театры появились ещё в 2000 году до нашей эры. Это подтверждают археологические раскопки на территории Древнего Египта. Представления тех времён отличались от классических. Спектакли проводили в праздничные дни, а кукловоды оживляли своих марионеток с помощью верёвочек. Позже артисты появились в Китае, их окутанные таинствами легенды сохранились по сей день.

Тяжко пришлось тем, кто работал в Европе. Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на костре. Но искусство выжило, несмотря на сопротивления. К примеру, итальянцы считают своим героем Пульчинеллу. Придуманный в пору Ренессанса персонаж высмеивал человеческие пороки и нравы. Через двести лет он появился в Лондоне, Париже, Праге, Москве. И конечно, все помнят знаменитого Петрушку. Все эти и другие куклы – полноправные участники спектаклей. Без них представить постановку нельзя.

В 2022 году артист-кукловод первой категории островного театра кукол Андрей Рубанов только учился управлять марионетками. Привыкал, что на сцене нужно играть сразу за двоих: себя и своего кукольного партнёра. Сейчас за его плечами около 25 постановок и большой опыт в этом ремесле.

Артист-кукловод первой категории Сахалинского театра кукол Андрей Рубанов:

"В театре я работаю три года. Обстановка замечательная. Мне всё нравится - превосходные люди, превосходный коллектив - от конторы до актёрского состава, цехов - всё замечательно.

Первое время было трудно собирать по крупицам то, к чему прикасаешься, грубо говоря, впервые. Но с течением времени как-то приходит понимание того, за что стоит хвататься. Сейчас уже более уверенно себя чувствую в плане именно кукольного мастерства.

График работы у нас разнообразный - мы можем уйти домой в 04:00. Можем все прийти в 04:00  в театр. Это часть работы. С этим просто надо уметь жить".

Другой артист – Руслан Гараисаев, пришёл на службу в театр в одно время с Андреем. Оба артиста – выпускники островного колледжа искусств. Обучаться актёрскому ремеслу начали в самом театре. С ведущими мастерами сцены пробовали взаимодействовать с куклами, правильно управлять ими, быстро перемещать декорации во время смены действия. Кукловод – энергозатратная профессия. В учебных заведениях начинающие актёры целый год занимаются гимнастикой рук, тренируются под музыку управлять пальцами.

Артист-кукловод первой категории Сахалинского театра кукол Руслан Гараисаев:

"Первая моя роль моя была в спектакле "Синяя птица". У меня были эпизодические роли. Работы с куклой в этом спектакле не было, потому что больше шёл живой план. Надо было привыкать к сцене. Новый коллектив, всё новое. И было это очень классно. Сейчас развиваюсь, у меня уже порядка 20 25 спектаклей. Нюансов на самом деле полно.

Всё зависит от того, какой тип куклы, какой у неё действие, какой спектакль.  Сначала ты пытаешься голову куклы правильно повернуть, а потом всё происходит автоматики, мышцы привыкают, всё идёт своим чередом, ты даже на это иногда внимания не обращаешь, а думаешь о тексте. Но кукла уже сама живет своей жизнью.

Мой любимый спектакль - это спектакль, в котором я не участвую. Это "Бешеные деньги". Это мой фаворит среди вообще всех спектаклей в Сахалинском театре кукол. А вот именно из тех, в которых участвует я, наверное, это все таки "Убить Бобрыкина", у меня там тоже эпизодическая роль. Это спектакль - один из лучших для подростков, для молодежи. Хочется, чтобы все его посмотрели".

Чтобы не выгореть, актёрам нужно уметь переключаться. Спектакли в репертуаре Сахалинского театра разноплановые. К примеру, в постановке "Весёлые уроки" артисты играют весёлых клоунов, развлекают юных зрителей и рассуждают о работе школ. А вот "Господа Головлёвы"— психологически сложный спектакль со множеством монологов, обязательной эмоциональной вовлечённостью.

Важна любая мелочь: правильная интонация, наклон головы, темп речи, голосовая окраска, чтобы передать зрителю весь спектр чувств и эмоций. По такой смехе театру служит новоиспечённый кукловод Алина Полетаева, девушка пришла в театр осенью 2024 года. Сахалинска окончила Нижегородское театральное училище и вернулась на Родину. Пока она сыграла в нескольких постановках: "Тайна снежных Мохноногов", "Теремок". Работать бок о бок с куклами ей не в новинку – этому 4 года Алина обучалась в колледже.

Артист-кукловод первой категории Сахалинского театра кукол Алина Полетаева:

"Артист драмы работает с собой, своим телом, своими руками.  И это должно быть абсолютное владение своей физиологией. Что касается кукол - всё абсолютно то же самое, только владеть надо куклой. 

Примерно на первом курсе все студенты-кукольники перестраивают свою голову под мышление работать с предметами, представляя, что они живые. Всё немножечко на грани, потому что иначе у тебя не получится.

Куклы всегда работают головой. Кукла смотрит чаще всего носом - я поворачиваюсь, и куда мой нос смотрит, туда и идёт взгляд моей куклы. Но бывают и особенности. Например, если у куклы плоское лицо, то она может смотреть бровями или глазами.

Потом активнее всего работает голова. У куклы не может быть такого, что она стоит, а руки у неё ходят ходуном. Это оттачивается каждый день. Когда я работаю с куклой, то думаю о том, как бы я сейчас повернулась, как бы я повела рукой. Получается, что кукла с артистом находится в гармонии. Если научиться, то это очень интересно и не так сложно".

Куклу обязательно нужно чувствовать. На время спектакля актёр становится с ней единым организмом, он страдает через неё, любит, прощает, дружит, радуется и печалится. Но и также важно на сцене быть в связке с партнёром по спектаклю, чтобы произошла магия, захватывающая зрителя. В прекрасном тандеме Алина работает с ещё одним новичком в коллективе. Артём Прокопчук поступил на службу в театр зимой 2025, и кукловоды сыграли в одних и тех же постановках.

Артист-кукловод первой категории Сахалинского театра кукол Артём Прокопчук:

"В этом вся моя жизнь состоит. Быть на сцене, выступать, радовать зрителей, дарить какие-то эмоции. Я этим занимаюсь всю свою жизнь.

С куклами работать очень-очень интересно. Это тяжело, но достижимо. Работа с куклой - это прекрасно.

Мне больше нравится работать со взрослой аудиторией. По жанру мне ближе всего комедия, сатира, именно когда высмеивают какие-то пороки людей, какие-то невзгоды".

Разновидностей кукол в театре много, и с каждой нужно работать индивидуально: к примеру, тростевые - одни из самых популярных и простых в исполнении. Обычно их изготавливают из лёгких материалов, дерева или пластика, и управляют ими с помощью длинной палки, прикреплённой к корпусу. С её помощью артист может поднимать и опускать куклу, а также придавать ей различные движения.

Другие – планшетные, представляют собой плоские фигуры из картона, дерева или ткани. Такие куклы идеально подходят для театра теней и других визуальных представлений.

А вот марионетки — это сложные механизмы, актёры держат их за нити и лески. Эти куклы требуют высокого мастерства от исполнителя и могут быть очень детализированными и художественно оформленными. Ещё одни – перчаточные, их кукловоды надевают на руку и управляют пальцами. Часто у них большие головы и короткие тела.

Помощник художественного руководителя Сахалинского театра кукол Ольга Полетаева рассказала о том, какие бывают куклы, где они живут. Подробнее смотрите в сюжете.

Работники театра разговаривают на собственном языке, и многие понятия незнакомы зрителям. К примеру - зеркало сцены. Так называют портальный проём, ограниченный аркой. А вот одеждой сцены называют чёрную бархатную ткань, расположенную позади пространства. Бархат выбирают неслучайно, он поглощает свет и даёт глубину.

В театре также работают осветители, управляющие прожекторами: боковым, верхним, контровым светом. Они могут сделать даже световой занавес, сквозь который актёр исчезает со сцены в лучах света. А куклы выходят из-под пера художников. Над их созданием и оформлением костюмов кропотливо работают мастерицы цехов. В небольших комнатках трудятся сотрудники с художественным образованием, прорабатывают мельчайшие детали кукол и декора. А уже потом изделия попадают в руки актёров и оживают на сцене. На время спектакля они ничем не отличаются от людей: им также может быть больно, страшно, грустно или весело. Волшебство, которое начинается после третьего звонка, зависит от множества работников театра.

 

25 февраля 2025, в 14:47 +10
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Партия китайских кабачков на Сахалине не прошла проверку Роспотребнадзора
Партия китайских кабачков на Сахалине не прошла проверку Роспотребнадзора
На Сахалине готовится к работе электротехническая лаборатория
На Сахалине готовится к работе электротехническая лаборатория

Только главные новости!

Получай уведомления от Astv.ru о самых важных событиях.