Специалисты сахалинского филиала "ВНИРО" –лаборатории исследований среды и мониторинга антропогенного воздействия и лаборатории лососевых рыб – изучили последствия аварии бензовоза на нерестовой реке Пиленга, которая произошла 16 июля в Смирныховском районе. Для выявления фактов гибели водных биоресурсов 17 и 23 июля организовали рейды по обследованию места происшествия.
"На участках обнаружены нерестовые площади тихоокеанских лососей, составляющие от 5-10% на горном участке русла до 70% водного зеркала на меандрирующем равнинно-предгорном участке. На равнинно-предгорном участке, вне зоны разлива нефтепродуктов, отмечено присутствие готовых к нересту производителей симы. На участках со следами нефтепродуктов производителей тихоокеанских лососей и других представителей ихтиофауны, в том числе погибших, не отмечено", - сообщили в "СахНИРО".
В ходе обследования установлено, что на пяти станциях в воздухе присутствовал запах нефтепродуктов. На четырех – на поверхности воды у берегов отмечена "радужная" пленка, вода имела запах нефтепродуктов. Прибрежный грунт был пропитан нефтепродуктами, донные речные отложения имели запах нефтепродуктов.
Для оценки загрязнения среды обитания гидробионтов нефтепродуктами отобрали 18 проб воды и 15 проб донных отложений (ДО) на восьми станциях – в 50 м выше места аварии, в месте разлива нефтепродуктов, ниже по течению реки от места аварии на 50 м, 500 м, 4 км, 6 км, 18 км, в устье реки Пиленга.
В лаборатории проведены исследования проб. В пробах воды и ДО, отобранных 17 июля, измеряли массовую концентрацию НП. В пробах воды, отобранных 23 июля, дополнительно определяли запах, величину рН и концентрацию растворенного кислорода.
Результаты исследований свидетельствуют, что 17 июля концентрации НП в воде, отобранной ниже места аварии, превысили предельно допустимую концентрацию в 7–128 раз. Максимальное содержание нефтепродуктов обнаружено на расстоянии 4 км от места их разлива.
Содержание НП в ДО изменялось от 940 мкг/г (в месте аварии) до 133 мкг/г (4 км ниже по течению реки от места аварии), что превышает фоновую концентрацию в 73 и 10 раз соответственно. Только на расстоянии 18 км от места аварии загрязнение донных отложений нефтепродуктами отсутствовало.
Через неделю ученые проследили динамику параметров воды и грунтов. Концентрации НП в воде значительно снизились и находились в диапазоне 0,12–3,4 от предельно допустимой концентрации (ПДК).
Практически все пробы, отобранные на расстоянии до 4 км от места аварии, имели нефтяной запах. Вместе с тем значения величины рН (7,06–8,02 ед.) и концентрации растворенного кислорода (10,32–11,47 мг/дм3) в речной воде удовлетворяли требованиям рыбохозяйственных нормативов.
Содержание нефтепродуктов в ДО продолжало оставаться высоким. Максимальная концентрация, в 180 раз превосходящая фоновый уровень НП, отмечена в 500 м ниже места разлива.
Рост концентрации нефтепродуктов в донных отложениях на участках, расположенных ниже места разлива, очевидно, обусловлен их переносом течением из загрязненной части реки. Содержание НП снизилось до фонового уровня (7,8 мкг/г) лишь в устье реки Пиленга.
Таким образом, в результате аварии бензовоза оказался загрязнен нефтепродуктами участок реки, расположенный на расстоянии не менее 6 км от места их разлива. Наиболее высокие содержания НП в речной воде (7–128 ПДК) отмечены непосредственно после аварии. В течение недели наблюдалось значительное снижение уровня загрязнения воды НП (0,1–3,4 ПДК). Массовая доля нефтепродуктов в донных отложениях в этот период, напротив, существенно выросла, что обусловлено их переносом течением из загрязненной части реки и аккумуляцией.
Основные гидрохимические характеристики – величина рН и концентрация растворенного в воде кислорода, на всем исследованном участке реки оставались благоприятными для жизнедеятельности гидробионтов.
На участках с выраженным наличием следов нефтепродуктов производителей тихоокеанских лососей и других представителей ихтиофауны, в том числе погибших, не отмечено.
Тем не менее, в связи с высокой токсичностью нефтепродуктов возникает необходимость периодического контроля экологического состояния реки Пиленга в целях предотвращения возможного негативного влияния последствий аварии на гидробионты.
Напомним, авария с участием бензовоза произошла на технологической дороге, соединяющей поселок Первомайск Смирныховского района и нефтеперерабатывающий завод "Петросах". Об этом сообщили в "Эковахте Сахалина".