Утром деньги - вечером стулья. Но в Быкове все наоборот. Покупатели задолжали угледобывающему предприятию почти 44 миллиона рублей, а "Восточная Жемчужина" рабочим - 9 миллионов. Бывшие шахтеры несколько месяцев не получают зарплату.
"Уголь - это настоящий хлеб промышленности", - гласит коммунистический лозунг на въезде в Быков. Но в 21 веке все изменилось. Главная гордость поселка - шахта Долинская - закрылась. Еще несколько лет назад здесь кипела работа, бегали вагоны, груженные углем. Теперь только ветер гудит в полуразрушенном тоннеле.
Когда-то эта шахта считалась самой перспективной на Сахалине. Ее протяженность 12 км. Раньше здесь добывали до 1 млн тонн высококачественного угля в год. Сейчас местные жители от безденежья разворовывают рельсы на металлолом.
Несмотря на то, что уголь лежит в 10 метрах от тоннеля, к шахте он никакого отношения не имеет. Его закупили для отопления Быкова. Три тысячи рублей за тонну, хотя уголь из местного карьера стоит на порядок дешевле, а по качеству при этом выше.
Олег Шаргородский, председатель первичной профсоюзной организации ООО «Восточная жемчужина»
Это уголь привозной с Углегорского района, который горит хуже, чем наш уголь. Несмотря на то, что наш уголь дешевле – для отопления поселка купили чужой. Это какой-то принципиальный ход для того чтобы помер поселок. Это все идет через администрацию Долинского района. Они же командуют этим углем
Закрылась шахта после смены руководства. Как говорят местные рабочие, к власти пришли китайцы.
Сергей Тарасенко, заместитель директора по промбезопасности ООО «Восточная жемчужина»
Китайцы угробили шахту напрочь, и на сегодняшний момент у нас остался один карьер. У меня вся семья работала на этой шахте. Я знаю, что в ней запасов осталось на сто лет вперед . Если бы нормальный хозяин был, то и поселок бы процветал
Численность населения в поселке на данный момент составляет меньше 5 тысяч человек, раньше была - около 14 тысяч. После консервации шахты уголь начали добывать в карьере. Но уже в меньшем количестве. Рабочие места на предприятии сократились практически в 10 раз. Сейчас в организации трудится около 70 рабочих. И людям уже на протяжении многих месяцев не выплачивают заработную плату. Например, в январе выплатили за половину рабочих дней июня. Однако бывшие шахтеры держатся здесь до последнего.
Александр Бреткин, бульдозерист ООО «Восточная жемчужина»
Все в надежде, потому что работать некуда идти, и в надежде, что завтра дадут или послезавтра. Угля отгружали очень много, он уходил от нас вагонами. А денег так и не видать, не дают
Фактически люди уже два месяца сидят без работы. За простой им должны выплачивать 75 процентов от зарплаты. Но не платят. Многие рабочие посвятили шахте большую часть жизни. И смотреть на то, что происходит сейчас, по меньшей мере, обидно.
Сергей сидоров, начальник поверхностного комплекса ООО «Восточная жемчужина»
Очень жаль, очень. Сколько я туда труда положил. Еще в карьере и тонны угля не добыли, мы делали дорогу, своими руками лес выносили. Все рушится. И мы не понимаем, зачем они это делают
Задолженность предприятия перед рабочими составляет 9 миллионов рублей. Долги покупателей угля перед организацией - 44 миллиона. "Восточная жемчужина" на грани банкротства. Руководство кормит сотрудников обещаниями, но местное начальство уже понимает, что, скорее всего, предприятие скоро продадут.
Георгий Шипилов, заместитель исполнительного директора ООО «Восточная жемчужина»
Нужен покупатель заинтересованный, чтобы по новой раскрутить организацию, переоформить лицензии и на эту сумму погасить задолженность по зарплате. Но скорее всего, порядка 70 человек потеряют рабочие места и все деньги
На грани отчаяния люди готовы митинговать и бастовать. В некотором недоумении находится и переводчик руководства организации. Здесь он обнаружил совсем не то, что надеялся увидеть, когда был еще в Китае.
Ли Чжаоцзунь, переводчик руководства ООО «Восточная жемчужина»
Здесь гораздо хуже, чем я думал. Я слышал, что зарплаты несколько месяцев не дают. Это очень плохо. (А вам платят зарплату?) Мы получим зарплату в Китае. Не здесь
Письма в прокуратуру, администрацию, экс-губернатору Александру Хорошавину. Куда только ни обращались бывшие шахтеры, какие только пороги не околачивали и в какие двери не стучались. Все безрезультатно. Последняя надежда на исполняющего обязанности главы региона. Недавно люди написали обращение к Олегу Кожемяко. Но ответа пока нет.