Антология пишущих земляков-современников

Антология пишущих земляков-современников

    Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачев утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Так, изучая историю Сахалина, нельзя не учитывать общественно-политическую и литературную деятельность  А.П.Чехова и В.М. Дорошевича, И.А. Гончарова и В.Г.Короленко, Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова, Салтыкова-Щедрина М.Е. и Гаршина В.М., К.М.Станюковича и  В.С.Пикуля… которые пробуждали общественное сознание людей, способствовали укреплению культурных связей сахалинцев и материковой России, были проводниками великой русской культуры в регионе.

 О взаимном влиянии русских писателей-классиков  и островной земли в год Литературы в России я собираюсь рассказать в ином жанре. В эти дни работаю над сценарием документального фильма, а со сходом снега отсниму натуру на местах, связанных с произведениями классики и их авторами.

   В этом блоге я бы хотел напомнить форумчанам о наших современниках, которые своим словом прославляют наш край. Маленький провинциальный город Александровск-Сахалинский (10 тыс. населения) живет не только каторжной историей первого областного центра. Я уже отмечал, что скромное очарование здешних мест толкает многих, прикоснувшихся к александровской земле,  попытаться выразить свои мысли в письменной форме. И формы эти у земляков разнообразные. Я уже знакомил на этом сайте со своим другом поэтом и композитором Игорем Слуцким. Но он далеко не самый молодой из плеяды творческих александровцев, чей талант признан в сегодняшней России. И вот, уже предметом моих литературных краеведческих исследований становятся произведения авторов 1972 и даже 1979 годов рождений. Выпускают первые сборники стихов александровцы 1989 г.р. Это не может не радовать…

 

        Итак, антология пишущих современников-земляков:

Светлана Кекова , поэт

         

 Автобиография

     Я родилась в 1951 году на Сахалине, в городе Александровске. От детских воспоминаний осталось одно самое яркое: я сижу на табуретке на единственном сухом месте в доме, а вокруг меня – тазы, кастрюли, корыта, в которые с потолка льёт вода – похоже на загадочную комнату в «Сталкере» Андрея Тарковского. И ещё из рассказов родителей знаю, что однажды меня унесло в океан – подробностей своего возвращения на сушу узнать не удосужилась, и в памяти моей ничего от этого эпизода не осталось.  Но вода, льющаяся с неба, и водная стихия вообще – самая притягательная и самая загадочная для меня стихия.

        Всего вышло в свет тринадцать книг в разных городах – в Петербурге, Москве, Алма-Ате, Тамбове, Иркутске, Саратове, и рождение каждой из них - результат заботы моих замечательных друзей. За книгу «Короткие письма» в 2001году получила малую премию им. Аполлона Григорьева, кроме этого была лауреатом премий журналов «Знамя» и «Новый мир», премии Московского международного поэтического фестиваля «Москва – Транзит», премии им. Андрея и Арсения Тарковских.

Всю свою сознательную филологическую жизнь пыталась облечь в «научную» одежду свою любовь к творчеству Арсения Тарковского и Николая Заболоцкого. Результат этих попыток – защита кандидатской и докторской диссертаций и публикация двух  монографий: «Мироощущение Николая Заболоцкого: опыт реконструкции и интерпретации» и «Земля и Небо АрРИА "Сахалин-Курилы"

          

Ирина Ермакова, Павел Крючков и Светлана Кекова на побережье, возле скал Три Брата.

 

В сентябре 2010 года Светлана Васильевна осуществила свою давнюю мечту посетить малую Родину. Предоставлю слово свидетелю этих событий сахалинскому писателю Владимиру Семенчику:

       «В Александровск-Сахалинском педагогическом колледже вместо первой пары был настоящий литературный праздник. Такого количества писателей сразу здесь не видели никогда. Тем не менее оказалось, что юное поколение островитян очень чутко реагирует на живое писательское слово. Все с искренним интересом слушали и выступления, и стихи. Горячо приветствовали поэтессу Светлану Кекову, которая хоть живет в Саратове, а родилась… в Александровске-Сахалинском.

– Я всю жизнь мечтала попасть сюда, – волнуясь, рассказывала она ребятам. – Папа был военный, меня увезли отсюда, когда мне было три года. У меня осталось несколько детских воспоминаний – и все. Потом я уже никогда на Сахалине не была. А сегодня такое мне выпало счастье, такое чудо в моей жизни, что я здесь оказалась... И имею возможность в моем родном городе прочитать вам несколько стихотворений.

Пожалуй, больше всего слушателям понравились стихи, в которых Светлана Кекова словно предугадала свою поездку на родной остров:

 

Хорошо мне в этой жизни сладкой

Собирать малину в туесок,

Песни петь и детскою лопаткой

Разгребать оранжевый песок.

А потом, как в абсурдистской пьесе,

Сыпать в чай прозрачный сахарин.

И лететь на всех парах в экспрессе

С Чеховым – на остров Сахалин.

 

Светлана Кекова, поэтесса:

– Впечатления от поездки потрясающие! Прежде всего – от природы. Для меня это главное, у меня даже есть такие строки:

Священное писание природы

вошло навеки в плоть и кровь мою.

           Это священное писание природы Сахалина я увидела, почувствовала, и оно вторично вошло в плоть и кровь. А еще очень порадовали встречи с людьми, которые замечательно принимали нас и в Южно-Сахалинске, и в моем родном Александровске. Тепло, которое шло от многих сердец, – это бесценный дар. Хочу выразить огромную благодарность и пожелание, чтобы такие литературные праздники происходили и впредь на вашем острове.

Автор: Владимир Семенчик

http://sakhvesti.ru/?div=gubved&id=23561

...Есть стихи продиктованные, стихи-откровения, есть, повторяем, высосанные из пальца, вытянутые из небытия щипцами. У Кековой – явная ненасильственность стихового потока, но тут ждут и свои опасности: поток этот все же нуждается в работе преодоления, это дает стихам качество основательности, весомости; иногда, когда он летит, кажется, уж совсем беспрепятственно, появляется излишняя облегченность – так выпелось, и все тут. Исподволь стиховая речь должна сопротивляться «почти успешно» не только разуму, но и собственному накату. И все-таки за текстом Светланы Кековой чаще всего чувствуются большие возможности, и ныне изданное рождает славное ощущение неисчерпанности, перспективы. (Юрий Кублановский)

      

Признаюсь, хотел разместить ОДНО из понравившихся мне стихотворений Светланы Васильевны, НО посчитал, что землякам будет приятно окунуться в замечательный и необычный мир поэтессы самим:

http://modernpoetry.ru/kekova

Продолжение следует...
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 17 марта 2015, в 10:01 +3
Комментарии
Написано 17 марта 2015, в 16:49
Земляки пусть пишут. Про нравственное нет. Это плохо. Кстати, декабрьским указом №808 наконец нравственность в отдельный сектор выделили, цитирую: Приоритетное развитие гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
0
Написано 17 марта 2015, в 17:27
Андрей Кузьмин, это ли не нравственно?









Учитель словесности — это и педагог, и поэт, и проповедник. Но главная его задача — хранить язык от распада, который наступает неумолимо. Отвечая на вопросы журнала «Знамя» о сегодняшнем состоянии русского языка, Кекова акцентирует духовную составляющую этого вопроса: «То, что мы называем “порчей языка”, или оскудением его словаря, или деградацией речи, имеет прежде всего причины духовные. <…> То, что происходило с русским языком на протяжении ХХ века, можно охарактеризовать как насильственную секуляризацию языка, который “был облагодатствован таинственным крещением в животворящих струях языка церковно-славянского”. <…> Есть рай языка и ад языка. Рай языка — это его соединение с логосом. Человек призван к преображению, и слово, которое влечет и направляет его к этому своей светлой энергией, — поистине слово райское. К сожалению, мы все сейчас погружены в ад языка (достаточно вслушаться в повседневный язык улицы: сквернословие, например, сейчас стало нормой отнюдь не для низов социальной лестницы). Задача любого нормального человека, а тем более человека, работающего со словом, — противостоять этому аду, не впускать его в свою речь».[15] Поэзия Кековой описывает то, что она назвала «адом языка», рассказывает о том, как слово утрачивает национальную идентичность, теряет духовную глубину, подвергаются распаду все его составляющие.


http://magazines.russ.ru/sib/2010/1/iv13.html
+1
Написано 17 марта 2015, в 19:30
Григорий Смекалов, Это художественно, культурно. А нравственного даже признаков не обнаружил.
0
Написано 19 марта 2015, в 11:38
Мария Иванова, А нет проблем. Как только у меня вахту с исполненим СРП и структурой регионального управления заберут, так сразу и начну. Было дело, мне знакомы японец намек вроде вашего выдал. У меня время было как раз. Выписал книжку по антологии классической японской литературы. Разобрался в разных хоку, танка и выдал народно-дружественные ваку:
В зимнем заснеженном лесу
Расцвела ветка вишни
Свет луны серебрится на стволе
Нам радостно идти вместе.


Тихая морская волна шлифует песчинки
Две далеких звезды встретились
На лунной дорожке
Шелест тростника их не тревожит
Ему понравилось...
0
Написано 24 марта 2015, в 11:45
Спасибо, Григорий, очень интересно было почитать.
Целиком у Кековой ничего принять на душу не смогла - не выдерживает взятый тон и разбег, и множество огрехов. Мне очень нравится, например такой фрагмент:
...Спит Николай, и Анна ворожит,
поет любовь отец приемный Данта,
моя душа таится взаперти.
Лишь часовая стрелка пробежит
по кругу, как прогулка арестанта,
и бег свой остановит на шести

часах. И ничего нам не спасти.
Ты говоришь, но голос твой не слышен.
Часы стоят, металл изъеден ржой.
За эти строки ты меня прости.
Рассветный час под знаком черных вишен
так горек нам, как горек хлеб чужой.

Почти гениально, если бы не эта стрелка, которая не может бежать как прогулка арестанта, бежать может арестант на прогулке.

Но есть действительно гениальный по простоте, мощи вложенного чувства и даже какой-то музыкальности фрагмент :

Надо мною жук летает майский,
он кружит у самого виска.
И похож на сад цветущий райский
город узкоглазый и китайский,
весь в морщинах желтого песка...

В общем, думаю, это тот случай, когда каждый может найти для себя что-то... При желании.
0
Написано 24 марта 2015, в 12:29
tsupka_kuru, есть такое клише (подтверждаю, как сталкивавшийся годами): В прогулочном дворике (при каждой тюрьме,СИЗО) маршрут арестанта замыкается в круг... Однообразный... спина в спину... руки за спину... Думаю, акцент у Светланы Васильевны именно этот "замкнутый круг"для стрелки. А бег это тоже метафора быстротечности времени... Как то так.
0
Написано 24 марта 2015, в 14:36
Григорий Смекалов, Григорий, дело не в круге, по которому бежит стрелка. Дело в стрелке, которая «как прогулка».
Лишь часовая СТРЕЛКА пробежит, КАК ПРОГУЛКА,
и бег свой остановит.
Маршрут арестанта замыкается в круг? Да. Но сам маршрут не бежит по кругу. Так же как прогулка не бежит. Прогулка - это процесс, осуществляемый кем-то, чем-то: хождение. Круг пробегается стрелкой, прогулка совершается арестантом. Поэтому СТРЕЛКА может бежать ПО КРУГУ, КАК АРЕСТАНТ на прогулке, но не как прогулка. Стрелка бежит по кругу, и арестант ходит по кругу.
И есть еще один, менее заметный для большинства читателей диссонанс: стрелка почему-то бежит, как прогулка, а не как пробежка. Это напоминает анекдот, в котором мерседес несся со скоростью 100 км в час, а рядом по обочине прогуливался Штирлиц.
0
Написано 24 марта 2015, в 14:44
tsupka_kuru, согласен, есть диссонанс... но только для критиков? Тема понятная и цепляет.
0
Еще 6 комментариев
Написано 29 марта 2015, в 10:05
Классики вас заслушались

Я тоже :)
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Антология пишущих земляков-современников-2
Антология пишущих земляков-современников-2
Краеведческое ожерелье
Краеведческое ожерелье