Территория чтения. Книга в местном сообществе
Состоявшийся шестого октября литературный форум «Территория чтения. Книга в местном сообществе» стал по-настоящему знаковым событием месяца. В этот день в стенах центральной районной библиотеки имени М.С.Мицуля собрались люди, не только профессия которых, но и сама жизнь напрямую связана с книгой – Э.А.Старостина, начальник отдела культуры, спорта и молодежной политики управления социальной политики ГО «Александровск-Сахалинский район», настоятель Храма Покрова Божией Матери игумен Амвросий, сотрудники МБУ «Александровск-Сахалинская ЦБС» и МБУК «Смирныховская ЦБС», педагоги СОШ № 1 и № 2, преподаватели и студенты Александровск-Сахалинского колледжа (филиала) ФГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», работники ГБУК «Историко-литературный музей А.П.Чехов и Сахалин», Детской школы искусств, представители СМИ. С приветственным словом к собравшимся обратились директор Муниципального бюджетного учреждения «Александровск-Сахалинская централизованная библиотечная система» Т.В.Пчелинцева и заместитель председателя Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» Г.Н.Василенко. В числе прочего последняя отметила важность работы библиотек в продвижении книги, привитии тяги к чтению.
В декабре прошлого года были приняты «Основы государственной культурной политики», в них одним из наиболее опасных факторов для будущего России указывается снижение интеллектуального и культурного уровня общества.
Не секрет, что в век информационных и цифровых технологий идет потеря интереса к чтению. Подрастающее поколение, игнорируя еще вчера столь востребованные книги, перенесло свое внимание на компьютерные игры, интернет. Взрослые зачастую также предпочитают заполнять досуг не знакомством с новой литературой, а просмотром телевизионных программ или блужданием по всемирной информпаутине. И это, как ни грустно, нынешняя реальность. А ведь многие годы мы позиционировали себя, как самую читающую страну в мире, читать книги считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности.
Следствием данной тенденции стала прогрессирующая безграмотность, та самая, с которой еще век назад всеми силами боролась (и победила) ныне так активно критикуемая Советская власть. Как, какими методами можно остановить этот откат назад и велся разговор на форуме. На этом в своих докладах акцентировали внимание учителя общеобразовательных школ города О.А.Кадралиева, О.М.Максютова, О.В.Русских, С.В.Болотова.
Заместителем директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 1 Е.Л.Лияськиной был приведен такой пример. В сентябре 2015 года проводилась проверка техники чтения учащихся 2 «А» класса. Из 26 человек 13 показали результаты выше нормы (60-67 слов в минуту против 30 положенных), еще семь смогли «уложиться в нормативы», трое – с трудом справились с заданием. Дети, как отметила Елена Леонидовна, за лето просто разучились читать. Казалось бы, не так уж все и плачевно, но даже самые неглупые и сообразительные ребятишки, при участии в различных олимпиадах, конкурсах нередко просто не успевают за отведенное время прочитать задание, а не то, что дать на него ответ.
Очень интересное решение проблемы подсказала в своем выступлении учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 В.В.Шитикова. Она в свою практику ввела создание своеобразных читательских формуляров, где отмечает, что читают ее ученики. Подходит она к этому вопросу не формально – опрашивая, что понял ребенок из прочитанного, какие места из произведения его наиболее «зацепили». Это не только развивает память и мышление, но и дисциплинирует, так как приходится все книги дочитывать до конца.
Наказывать книгой нельзя, – постулат, который на протяжении десятков лет был неизменным. Однако нет правил без исключения. И это в полной мере доказала студентка IV курса АСК(ф)СахГУ Алла Файзулина. Мать двоих детей, она с самого раннего возраста стала приучать их к литературному слову. Этот путь проходят многие родители, но если вначале они еще находят время читать своим малышам различные сказки, потешки, скороговорки, напечатанные в богато иллюстрированных книжках, то после выбирают для себя и ребенка более простую дорогу – в виде видео и телепродукции. Яркие картинки завораживают несовершеннолетнего, давая маме передохнуть, но интеллектуально практически никак его не развивают. Поэтому Алла посчитала, что правильней будет воспользоваться хорошо зарекомендовавшим себя дедовским методом – читать самой, настаивать на глубоком вдумчивом чтении детей. Порой даже в виде наказания за какую-либо провинность. И это принесло результаты! Уже сейчас она может с полной уверенностью утверждать, что ее сын и дочка интеллектуально более развиты, чем сверстники, у них богатый словарный запас, значительно серьезнее суждения об окружающей действительности.
О том, как важно найти в своей жизни книги, которые направят на верный путь, уберегут от зла, искушения свернуть на более легкую и проторенную, но кривую дорогу, о роли православных изданий в воспитании нравственности, как молодых, так уже и достаточно поживших людей, говорил настоятель Храма Покрова Божией Матери игумен Амвросий. И с ним не поспоришь – слишком много за всю историю нашего народа было случаев, когда даже самые закоренелые преступники, открыв для себя Библию, жития святых круто меняли свои взгляды, искренне раскаиваясь в содеянном, становясь в последствии полноценными гражданами России.
Любовь, привычку к чтению каждый развивает в себе по-разному: дома и в школе на уроках литературы, в кругу единомышленников, когда можно обсудить понравившиеся сюжеты, и в одиночестве, представляя себя на месте главного героя. Но лучше всего начинать дружить с книгой в библиотеке. Именно здесь тебе всегда рады, всегда готовы протянуть руку и провести за собой в страну фантазий, творческого полета мысли, радости открытия новых миров. Форм привлечения читателей разработано и внедрено в практику множество и с каждым годом их число только возрастает. От библионяни для самых маленьких до авто- и велопробегов, от кукольных театров до «круглых столов», сводящих вместе людей, профессии которых, казалось бы, никак не соприкасаются, но в итоге оказывается, что цели их работы направлены в одно русло – создание морально здорового общества. Об этом на форуме рассказывали специалисты Александровск-Сахалинской централизованной библиотечной системы, Смирныховской централизованной библиотечной системы, детской школы искусств, колледжа СахГУ. Завершился форум просмотром видеофильма «Александровский залив в литературе до и после А.П.Чехова», снятого сотрудниками центральной районной библиотеки имени М.С.Мицуля.
центральной районной библиотеки им. М.С.Мицуля.
+7-962-125-15-15
А что Вы сейчас читаете?