Написать книгу? Да легко!

Написать книгу? Да легко!

Сахалин и Курилы – непочатый край возможностей для литератора. Подумайте сами: бедные писатели средней полосы отправляют своего героя куда-нибудь в бордели Турции – спасать умную, но попавшую в трудную жизненную ситуацию блондинку,  или вообще на острова Океании – биться с психопатами-наркобаронами, а издательства завалены водопадом рукописей, в  которых действие происходит в глуши и дикости  городских «джунглей» зарубежья. Недавно (случайно) прочитанная книга «Атолл» (не помню автора) убедила меня в том, что нашему писателю необъятных пространств России явно не хватает:  дефицит знаний о местностях с особенностями рельефа и климата, позволяющих ставить главного героя на грань его возможностей, свидетельствует о том, что нынешний писатель давно забыл или вовсе не читал, к примеру, «Дерсу Узала» Арсеньева или «Сон о белых горах» и «Уха на Боганиде» Астафьева.

Для образца любителям «чужатинки» можно было бы дать в руки Бушкова с его «Охотой на пиранью» - действие начинается в Шантарском уезде, известном старшему поколению по фильму «Вечный зов». Наша, родная, таежная глушь обеспечила привлекательность книги не только для обычного читателя, но и для киноиндустрии.  А чем Сахалин хуже Сибири? И чем Курилы хуже Океании?

Для большинства жителей России Сахалин и Курилы – это где-то, где…  Мало кто знает, где это, а большинство людей любит читать про то, о чем не имеет представления. И это ставит начинающего сахалинского писателя перед трудным выбором: то ли старательно писать о любимых и родных островах (так, чтобы друг детства читал и плакал), либо ставить сюжет на сахалино-курильскую почву и раскручивать его, вливая в реальность изрядную долю собственной фантазии.

В первом случае читатель получит достоверную, но очень доморощенную картинку, а автор –похвалы соседей и бывших одноклассников за достоверность изложения и подробное описание мозоли на пятке Васьки, одолевшей героя во время трудного похода к Грязевому вулкану. Во втором – есть шанс, что читать будут не только друзья и родственники, но даже и не только сахалинцы.

Увы, избежать детального описания любимых уголков автора, который по совместительству рыболов-любитель, охотник, велосипедист, пейнтболист, завзятый лыжник – и т.д. и т.п. – мало кому удается.  Поэтому вся сахалинская сетература (сетевая литература) грешит некоторым «местничеством»,  а потому не слишком интересна широким читательским кругам. Добавим к этому отсутствие професиональных писательских навыков, - и вот уже  запланированный шедевр превращается в унылое словесное месиво с ярко выраженным провинциальным колоритом.

Что же нужно, чтобы написать хорошую книгу?

Во-первых, стать беспощадным критиком себя самого.

Во-вторых, стать своим главным редактором и резать, резать по живому, рыдая над каждой гениальной метафорой, которую надо выбросить, чтобы не утяжелять текст.

В-третьих, отказаться от мелких деталей, особенно в описании внешности и одежды героев и количества поворотов тропинки – ей-богу, надо оставлять читателю простор для воображения.

В-четвертых, просто читать много хорошей литературы и особенно советскую классику.

В-пятых, ознакомиться с книгами писателей, которые открывают секреты своего мастерства и делятся опытом. Из всех, что мне когда-либо попались, могу порекомендовать три:

1) Юрий Никитин «Как стать писателем» (где-то у меня была, если надо, поставьте себе закладку, я позже выложу ссылку на скачивание) – ликбез для начинающего, который может стать откровением и для тех, кто пишет давно и много. Никитин раскрывает технические секреты построения текста, пускает буквально в писательскую «кухню» и учит основам саморедактирования.

2) Стивен Кинг «Как писать книги» (делюсь безвозмедно: <a href="http://turbobit.net/f1oi7dib7sv1.html">Кинг Стивен - Как писать книги. Мемуары о ремесле..fb2.zip</a> ) – бесценный опыт писателя. Описание пути от первых статей в школьную газету до того, что сам Стивен Кинг считает лучшим у себя, толкнут вас к анализу собственных произведений, и, возможно, к пониманию своих целей и переоценке возможностей. Из этой автобиографической по сути книги лично мне удалось почерпнуть пару заповедей, которые написаны теперь большими буквами (красными чернилами!) на всех моих блокнотах – не буду говорить, что меня так заинтересовало, пусть каждый совершит собственное открытие.

3) Нора Галь «Слово живое и мертвое» (делюсь: <a href="http://turbobit.net/c9v7bsvqw739.html">gal_nora_slovo_zhivoe_i_mertvoe.fb2.zip</a>) – по-моему, лучшая книга о том, как работать со словом, убрать из художественного текста канцеляризмы и сделать повествование живым и легким для читательского восприятия. Множество показательных и даже забавных примеров помогут взглянуть на текст глазами, незамутненными убежденностью в собственной непогрешимости. Особенно рекомендую журналистам (извините, коллеги, но невозможно читать всю ту заумную ахинею, которой мы пичкаем несчастного читателя новостных рубрик – ну, что это такое: «Александр Хорошавин сообщил, что Сахалинская область в последнее время закрепила восходящий тренд в демографии» – для кого это пишется? Бедный читатель и «тенденцию»-то до сих пор в словарях ищет, а тут его «восходящим трендом» в мозжечок!). Блоггерам тоже рекомендую – не берите пример с прессы, максимально используйте возможности русского языка, он позволяет донести до собеседника любую мысль (а читатель – это всегда собеседник, пусть вы и не слышите всего, что он говорит по прочтении ваших трудов).

Но вернемся к нашей теме.

Есть еще, к примеру, Фрей Джеймс "Как написать гениальный роман"  и "Как написать гениальный детектив"  и много других книг, если найдете что-то полезное, поделитесь со мной, - вам ведь тоже не жалко?

И в-шестых: работа над грамматикой. Если у вас не стыкуются падежи и окружающие тычут вас носом в ошибки – это не страшно, хуже, когда вы отказываетесь признавать эти ошибки и настаиваете на допустимости их существования. Ошибки в тексте – не катастрофа, свои тексты вычитать сложно и профессия «корректор» существует не зря, но лучше все же быть вежливым по отношению к своему первому читателю (их теперь именуют бета-ридерами), – текст, как и человека, встречают по одежке. (Если вы нашли ошибку у меня в тексте, обязательно укажите, я буду вам только благодарна).

Талант для написания книг, разумеется, необходим. Но дизайнерские вещи попадаются редко, а результаты труда ремесленника есть в каждом доме. Иными словами, сногсшибательных книг мало, хороших и добротно написанных много, а плохих – коллосальное количество. Каждый может написать книгу, главное, чтобы труд не пропал даром. Удержать внимание читателя дальше пятой страницы можно качественным текстом, дальше тридцатой – интригой, дальше сотой – глубиной содержания, дальше двухсотой – крутыми поворотами сюжета, а дальше трехсотой – только талантом.

Итак, впереди год литературы. А не замахнуться ли нам?.. Хотя бы страниц на 150, а?


 


 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: tsupka_kuru, 17 октября 2014, в 16:04 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Охотское Море за красным Окунем.(Видео)
Охотское Море за красным Окунем.(Видео)
"те еще фрукты"
"те еще фрукты"