10 февраля комитет по экономическому развитию Сахалинской областной Думы рассмотрел законопроект "О внесении изменений в Федеральный Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которым запрещается промысел анадромных рыб с использованием дрифтерных сетей во внутренних морских водах, в территориальном море и в исключительно экономической зоне России, сообщает руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын.
Законопроект внесен членом Совета Федерации от Сахалинской области Александром Верховским и его коллегами В.И. Матвиенко, Г.А. Горбуновым, Б.А. Невзоровым, а также депутатами Госдумы В.И. Кашиным и И.А. Яровой.
В мировой практике давно сформировалось резко отрицательное отношение к дрифтерному промыслу в открытом море – еще в 1991 году в связи с огромным негативным воздействием дрифтерных сетей на все живое Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости введения моратория на широкомасштабный дрифтерный промысел в открытых водах Мирового океана. Следуя этому решению, в 1992 году Россия, США, Канада и Япония приняли международную конвенцию, предусматривающую полный запрет дрифтерных сетей за пределами 200-мильных экономических зон этих стран. Затем эти страны запретили дрифтер и в своих экономзонах – все, кроме России. В январе 2009 года премьер-министр России В.В. Путин дал поручение МИДу, МПР и Росрыболовству о согласованном прекращении применения дрифтерных сетей.
Несмотря на все это, и сегодня наша страна продолжает оставаться единственной, практикующей этот варварский вид промысла в своей экономической зоне, да еще и разрешающей его в своем "морском огороде" другому государству – Японии. В настоящее время дрифтерным промыслом здесь занимаются 35 японских и 16 российских судов, каждое из которых выставляет порядки сетей до 32 км длиной (высота сети – 9 метров). В результате – более полутора тысяч километров моря перекрываются для свободного прохода лососей на нерест, к берегам Сахалина, Курил, Камчатки, материковой России.
Дрифтерный промысел лососей в нашей экономзоне ориентирован в основном на вылов нерки, при этом весь ее улов с японских судов и основная масса с российских судов идет в Японию. Казалось бы, это проблема только Камчатки, у берегов которой в основном и ловят нерку. Однако дрифтерные сети облавливают скопления разных видов лососей и никак не способны выбирать исключительно нерку и другие ценные виды, доля которых в общем массе лосося не превышает 10%. Кроме того, огромное количество как нерки, так и других видов, сильно повреждается при выборке улова (по сути, дрифтерные сети – обыкновенная "путанка") и теряет коммерческую ценность. В результате, по оценкам камчатских специалистов, до 70% выловленного лосося идет за борт – горбуша, кета, а также, из-за повреждений, значительная часть более ценных видов. Проверка Счетной палаты России в 2011 году это полностью подтвердила. Выводы аудиторов, представленные на заседании комитета Совета Федерации, были однозначны – дрифтерный промысел необходимо прекращать.
Огромный ущерб наносят дрифтерные сети морским птицам и млекопитающим, за что во многих странах их давно называют "стенами смерти". Ученые Тихоокеанского института географии ДВО РАН, много лет изучавшие эту проблему, даже написали об этом солидную монографию. Их исследования показали, что в российской экономзоне в среднем в год в дрифтерных сетях погибает 135 тысяч морских птиц и более 1800 морских млекопитающих, среди которых дельфины, косатки, тюлени, сивучи, морские котики и даже крупные киты.
В пояснительной записке к законопроекту, поступившему в областную Думу, оценивается и положительный экономический эффект – так, в результате запрета дрифтерного промысла увеличатся поставки рыбопродукции на российский рынок, стоимость которой составит около 5 млрд. рублей. Одновременно в рыбной и смежных отраслях будет создано 3 825 дополнительных рабочих мест. В бюджеты всех уровней дополнительно поступит более 500 млн. рублей.
Все эти данные были представлены 10 февраля на заседании Комитета по экономическому развитию Сахалинской областной Думы, однако депутаты так и не смогли прийти к какому-либо решению – поддержать законопроект или нет. Трое проголосовало за запрет дрифтерного промысла, трое – против, и один депутат воздержался.
Окончательное решение теперь предстоит принять на пленарном заседании Думы, ближайшее из которых состоится 19 февраля.
"Экологическая вахта Сахалина" считает, что исследованиями российских ученых и мировой практикой полностью доказан колоссальный вред дрифтерного промысла живой природе и лососевым ресурсам, при этом вклад его в экономику и социальную сферу Сахалинской области ничтожен. Запрет этого вида промысла не только сохранит жизнь миллионам морских птиц, дельфинов, китов и тюленей, но и увеличит подходы лососей к берегам наших островов – а значит, создаст новые рабочие места в прибрежном промысле, увеличит поступления в бюджет и наполнит рыбой наши реки. Экологи призывают депутатов поддержать законопроект о запрете дрифтерного промысла.
Для справки:
В ряде стран, в том числе в США и Канаде, разрешено использование жаберных сетей, подобных дрифтерным, на прибрежном промысле лососей. Однако их длина не должна превышать 300 метров, они не могут свободно дрейфовать (сети крепятся за суда), и за счет близости к берегу способны облавливать не все подряд, а целенаправленно скопления лососей определенных видов. В результате вред морским птицам и млекопитающим, а также прилов других видов рыб минимизирован.
"Для справки:
В ряде стран, в том числе в США и Канаде, разрешено использование жаберных сетей, подобных дрифтерным, на прибрежном промысле лососей. Однако их длина не должна превышать 300 метров, они не могут свободно дрейфовать (сети крепятся за суда), и за счет близости к берегу способны облавливать не все подряд, а целенаправленно скопления лососей определенных видов. В результате вред морским птицам и млекопитающим, а также прилов других видов рыб минимизирован."
Надеюсь, Вы понимаете разницу между порядками длиной 32 км и 300 метров? И ловом в открытом море, где в сети попадается все подряд, и ловом у берега, где сети берут только лосося? И самое главное - в экономзоне любой страны, кроме России, дрифтерный лов запрещен.
И еще Вы видимо не поняли, что законопроект будет направлен на запрет в том числе и японского дрифтерного промысла. А то, что запрет дрифтера принесет огромную ПОЛЬЗУ экономике России, а не вред, давно подсчитали в Совете Федерации.
Камчатцы правильно считают, что вся нерка и чавыча - их рыба, потому что нерестится она только на Камчатке, и это справедливо, что они должны ловить ее. Но не только ловить, но и вкладываться в охрану и изучение - что они и делают.
Ну и про 70 тонн лимитов на дрифтер в Ю-Курильской подзоне - блеск! Вы бы хоть не палили контору :) И сколько месяцев сколько там судов работает, чтобы освоить эти 70 тонн? :)) Этих объемов вряд ли хватит, чтобы 1 рейс окупить. А суть в том, что эти мизерные лимиты просто легализуют нахождение судов на промысле. Япония рядом, вот и идет отгрузка в море.
А куда идет лосось, которого вы ловите на границе 200-мильной зоны, если не на нерест? Делает круг через ваши сети и возвращается в открытый океан? :) Именно на нерест он и идет.
Уловы на Камчатке за последние годы как раз упали, это такое общее место, что даже ссылки приводить не буду, погуглите сами.
У вас уловы жестко привязаны к квотам - потому что лосось на дрифтере входит в ОДУ. Из-за этого вы не можете показать вылов больше, чем квота - это расписаться в собственном нарушении закона. А на прибрежке нет ОДУ, а есть олимпийская система - сколько сможешь, столько и лови. Поэтому сравнение абсолютно некорректно.
"На Сахалине за взятку задержан высокопоставленный пограничник"
Могу еще ссылок накидать.
Вопрос "зачем они нужны нам" - интересный, и, в свете последних задержаний, требует отдельного обсуждения.
Люди, лившие в Байкал ядовитые отходы с ЦБЗ, тоже честно кормили свои семьи. Но при этом они отравляли самое уникальное в мире озеро и оставляли без работы других, тех, кто занимался рыбалкой, туризмом, бутилированием питьевой воды. И ЦБЗ закрыли, людям помогли найти другую работу. Никто не умер, зато озеро начало очищаться , а рабочих мест стало только больше.
"Как показала проверка, фактически в своих промысловых журналах капитаны российских судов либо не показывают, либо занижают количество погибших в дрифтерных сетях морских птиц и млекопитающих. Вышеуказанный ущерб произошел за 6 промысловых дней.
Недополученный доход от нанесения экологического ущерба, деятельности российских промысловых дрифтерных судов из расчета 953,0 тыс. рублей за 6 промысловых дней, за весь период путины (100 судосуток), отечественным дрифтерным флотом, состоящим из 15 промысловых судов, составляет 238,3 млн. рублей."
http://www.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=42378&mo..
откуда взялся НЕДОПОЛУЧЕННЫЙ ущерб, если погранцы делают честно свою работу? На этот вопрос в справке есть ответы, почитайте.
Даже не знаю, хочется ли увидеть подобное "процветание" России и в частности Сахалина.