Весна - пора субботников, к ним готовятся и на предприятиях, и в городской администрации. К маю из-под сугробов в Южно-Сахалинске всплывут несанкционированные свалки, чаще всего их устраивают в частном секторе. Будет ли в этом году больше мусора, чем в прошлом - пока вопрос. Но по данным мэрии, объемы свалок растут вот уже в течение трех лет. Во многом благодаря региональной прокуратуре и верховному суду - в 2012 году была отменена статья областного закона, по которой городские власти могли выписывать штрафы за нарушение правил благоустройства.
8 кубометров строительного мусора - объем небольшой, если сброс всего один. Но сегодня в Южно-Сахалинске это не случайность, а система, несмотря на то, что за свалки строймусора по закону полагается штраф. Раньше эти нарушения протоколировались десятками - фотографии и свидетельства сброса мусора хранятся в архивах до сих пор - на их основании и привлекали к административной ответственности. Но в городе вот уже три года как сложилась парадоксальная ситуация - некому штрафовать. Областной закон, который давал комиссии при мэрии эти полномочия, опротестован прокуратурой и отменен решением верховного суда. Благодаря чему с 2012 года, скажем, нечистоплотные строительные фирмы нашли, кто будет вывозить за них мусор бесплатно.
"Если три года назад, благодаря тому, что был контроль, и нарушители боялись штрафов, расходы городского бюджета на вывоз нелегальных свалок были 10 млн. рублей. К этому году - уже 42 млн., и я не знаю хватит ли нам денег, чтобы в полном объеме выполнить задачи по вывозу. Наверняка не хватит, потребуется больше. А на следующий год - еще больше", - рассказывает Иван Санжаров, начальник отдела мониторинга санитарного содержания управления городского хозяйства администрации Южно-Сахалинска.
Кроме нелегальных свалок строительных отходов, в статье закона были перечислены еще порядка полусотни нарушений. Парадокс двойной - налагать штрафы, чтобы их предотвратить, мэрия больше не может. В свою очередь сам муниципалитет, если не устранит нарушения, попадет под санкции контролирующих органов. Статью отменяли, обосновав так: часть положений областного закона об административных правонарушениях в чем-то дублирует федеральное законодательство. И в региональном положении повторяется норма, скажем, расположения мусорных баков не ближе 20 метров к дому, и в федеральном. Но оказалось, что федеральный закон задает только общие рамки. И многие детали там просто не прописаны. Например, ответственность за невывоз мусорных баков есть. А за нелегальные свалки - нет.
"Имея в регионе федеральный закон, зачастую можно столкнуться с тем, что он не всегда четко прописан, не всегда есть механизмы его реализации. Это создает большие трудности. По статье 21ой областного закона, благоустройство, создана рабочая группа в правительстве области. Они долгое время работают, но безрезультатно. Законопроектов в областную думу по этой теме не поступало", - рассказывает Сергей Зарицкий, депутат Сахалинской областной думы, руководитель комитета по госрегламенту и местному самоуправлению.
Над возвратом полномочий выписывать штрафы на уровне муниципалитетов, власти три года бьются безрезультатно. Ближайшие перспективы - к концу мая для Южно-Сахалинска должны быть приняты новые правила благоустройства. В региональном Роспотребнадзоре сообщили, что причесанный до федеральных стандартов документ позволит принять соответствующий областной закон. Как пример - приводят другие субъекты России, где подобная проблема не стоит остро. В администрации Южно-Сахалинска пока ищут другие пути, 21-ую статью реализуют в обход. Штрафы выписывают, например, через ГИБДД или другие ведомства, в зависимости от нарушения. Пускай и дольше срок, до адресатов письма счастья все же доходят.