На 10 октября запланировано рассмотрение в судебном порядке ходатайства о послаблении режима в отношении самого знаменитого сахалинского заключенного – экс-министра здравоохранения Андрея Васильченкова. Если решение суда будет положительным (а оно будет, к тому все идет), то можно сказать, что одной ногой проворовавшийся чиновник уже на свободе – следующим шагом будет УДО (условно-досрочное освобождение).
Напомним, что в 2008 году Андрей Васильченков был задержан в московском аэропорту, ему предъявили обвинение в мошенничестве при закупках дорогостоящего медицинского оборудования. В апреле 2011 года чиновнику был вынесен приговор, по которому он получил 6,9 лет колонии. Экс-министр стал отбывать наказание.
Для того, чтобы суд 10 октября одобрил послабление Васильченкову режима, есть все основания – прекрасные характеристики, отсутствие взысканий, слабое здоровье, а также многочисленные поощрения за добросовестный труд. То, как сочетаются два последних фактора, не совсем понятно.
Вот на этом и остановимся поподробнее. Министр здравоохранения оказался очень слаб здоровьем, как это выяснилось сразу после ареста. В день вынесения приговора он попал в областную больницу, где девять месяцев провел в реанимации, хотя для того, чтобы там находился человек, тем более длительно, нужны совершенно четкие показания… Потом Васильченкова возили на лечение в Томскую клинику, где он провел два месяца. В сахалинской колонии №1 он оказался больше чем через год после оглашения приговора - в 2012 году, и в местах лишения свободы он практически сразу лег в тюремную больничку. Как он умудрялся совмещать это с работой - не совсем понятно, но вероятно, как-то совмещал, ведь появились же как-то поощрения за труд. И эти самые поощрения явились основанием для перевода экс-министра 9 июля 2013 года на облегченный режим отбывания наказания из колонии общего режима в колонию-поселение при ЛИУ-3 (лечебно-исправительное учреждение), находящуюся в Христофоровке.
Кем и как работал экс-министр неизвестно: УФСИН - крайне закрытая структура, получить из нее сведения практически невозможно. Зато источник astv.ru рассказала, что еще в 2012 году к Васильченкову, якобы, обращались заключенные, которые согласно уфсиновской терминологии «имеют высокий неформальный статус», и просили министра поработать в тюремной больничке, полечить, так сказать, заслуженных людей. Тот отказался. Получается, бывший министр работал не по специальности, а вырезал шахматы или сколачивал табуреты? Ну, в общем, неважно. Как известно, любой труд почетен. Тем более, когда трудится тяжело больной человек.
В ЛИУ условия содержания резко отличаются от тех, что установлены в обычной колонии. Больше свободы, меньше ограничений и надзора. Заведение, опять-таки больше лечебное. Но лечат там, судя по всему, не очень. Потому что 17 июля осужденный Васильченков «в связи с ухудшением состояния здоровья» переведен на стационарное лечение в областную больницу, в отделение регионального сердечно-сосудистого центра. В нем он находится до сих пор.
И скоро Васильченкову предстоит послабление режима. Хотя и так его режим жестоким назвать было бы большим преувеличением. Даже во время содержания на ИК-1 его регулярно на длительных свиданиях посещали родные и даже миловидная блондинка 1979 года рождения, записанная, как «сестра». В сердечно-сосудистом центре проворовавшийся чиновник находится в одноместной палате. Но и это еще не все. Разные источники указывают, что Васильченкова регулярно видели и в подъезде его собственного дома, и в разных учреждениях, и за рулем «Лексуса». Последнее особенно примечательно, ведь в личном деле осужденного отражен факт отсутствия водительских прав в связи с утратой удостоверения. В распоряжении astv.ru попала видеозапись, на которой человек, как две капли воды похожий на Васильченкова, без всякой охраны выходит из больницы, разъезжает по городу, в общем, ведет себя совершенно свободно.
Прокуратура проводила проверку правил содержания Васильченкова и нарушений не нашла. Да, он ходит по городу, но эти походы имеют конкретную цель – он лечит зубки в областной стоматологии, его перемещения согласованы. Интересно - все сахалинские зеки могут ходить ставить пломбы в областную стоматологию или только самые привилегированные – передовики труда, укравшие без малого сто миллионов?
И еще вопрос: как можно ослабить такой режим? Даже трудно представить в чем выразится послабление – в отпусках за границей?
И вот еще примечательный факт – нанесенный государству ущерб Васильченков так и не заплатил. Исполнительное производство по приговору суда (а на него наложили штраф в размере 1 млн рублей) не осуществляется. При обыске у Васильченкова были изъяты 4 млн 431 тыс. рублей, 120 тыс. японских иен, 88 214 долларов США, 1 040 евро, но в бюджет государства они перечислены не были и где находятся сейчас – никто не знает. Помимо денег у экс-министра было и другое весьма ликвидное имущество – техника, квартира и капитальный гараж в Москве. Это до сих пор не изъято, на имущество даже не наложен арест. Мало того, штраф из доходов Васильченкова не отчислялся, так как исполнительный лист до сих пор (!) в учреждения ФСИН не поступал.
В любом случае, судя по всему, даже такое содержание Васильченкова под стражей подходит к концу. Он был задержан в 2008 году, вот уже скоро пять лет как он находится за колючей проволокой (ну, по крайней мере, формально). Получется, бывший министр вполне может получить свободу и официально. Так заканчивается самый громкий коррупционный скандал в области.