Полевой сезон на Дальнем Востоке впервые прошел под патронажем «Поискового движения России» - общероссийского общественного движения (ООД), которое было создано в апреле 2013 года в г. Калуге.
Кординатором ООД «Поисковое движение России» в ДФО Ярославом Ливанским на Сахалине был запланирован ряд экспедиционных мероприятий. В них приняли участие поисковики Сахалина и Приморья.
На острове полевой сезон начался в мае с поездки в Анивский район. В болоте поисковики нашли несущие конструкции крыльев самолета Ла-7 – одного из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны. Предполагается, что этот самолет либо участвовал в учебной штурмовке и не вышел из «пике», либо являлся мишенью и использовался для тренировки летчиков. Документы запрошены в архиве.
Следующую находку, сделанную в июне 2013 года, поисковики назвали удачной. Вблизи с. Рощино (Смирныховский район) были найдены обломки бомбардировщика Ту-2. Из документов ПРМОО «ПО «АвиаПоиск»:
«Обломки самолёта располагаются в 4230 метрах юго-восточнее села в точке с координатами 49°56'21.10"С- 142°49'17.70"В. Площадь падения - 25х38 метров. Характер удара говорит о плоском горизонтальном падении самолёта, вероятно, попавшего в плоский штопор. Дюралюминиевая обшивка полностью деформирована и представлена в виде отдельных разорванных фрагментов. На месте находится один из моторов АШ-82ФН с заводским номером 829386».
При раскопках грунта в районе передних кабин были обнаружены четыре застёжки от двух парашютных ранцев (типа ПЛ-3 и ПН-3, закрывающих клапан ранца), а также набойка на каблук сапога. Собранные артефакты говорят о том, что, как минимум, двое членов экипажа (скорее всего, летчик со штурманом) погибли.
По окончании полного цикла полевых исследовательских работ были подготовлены запросы в Центральный архив Министерства обороны.
Не менее интересной стала еще одна июньская находка. В районе Сусунайского хребта поисковики набрели на место катастрофы истребителя МиГ-17.
Считалось, что эта авария 21 мая 1954 года, когда произошло столкновение двух самолётов МиГ-17, пилотируемых командиром звена 1 авиаэскадрильи старшим лейтенантом Зиновьевым А.П. и заместителем командира 3 авиаэскадрильи по лётной подготовке, капитаном Сухановым В.И.
Однако поисковики изучили детали, которые опровергли эти данные. В частности, из документов Центрального военно-морского архива Министерства обороны следует:
«Самолёт, пилотируемый капитаном Сухановым, обнаружен 29 мая в районе горы Майорской, самолёт полностью разрушен, капитан Суханов погиб. Вылет совершался на самолётах МиГ-17, заводской №4626 с двигателем ВК-1-А №Ф362048С и заводской №5045 с двигателем ВК-1-А №Ф363969С. На каком конкретно самолёте совершал вылет старший лейтенант Зиновьев А. П., не установлено».
В ходе полевых работ найдены расхождения в том, что данный самолет находился под управлением Суханова В. И.
· Номер двигателя ВК-1А с этого МиГа - №3360714 (номера двигателей самолётов Суханова и Зиновьева - №Ф362048С и Ф363969С).
· Бронеспинки, бронезаголовника, сиденья, сдвижной части фонаря кабины, парашютных пряжек и остатков обмундирования лётчика не найдено, что говорит в пользу аварии, а не катастрофы. Предположительно, летчик покинул самолёт в воздухе.
· Самолёт не горел. Разрушение произошло либо ещё в воздухе, либо при сильном ударе о землю. Полоса разброса обломков 150х20 метров. Удар был пологий, примерно под углом 55-45 градусов от вершины вдоль склона.
· Часть 23-мм снарядов из боекомплекта в сильно разбросанном и разрушенном состоянии на месте.
Таким образом, найденный и отработанный бойцами «АвиаПоиска» МиГ-17, является самолётом, не имеющим отношения к катастрофе Суханова и Зиновьева. В настоящее время запрос отправлен в ЦВМА. Ожидается справка.
Завершающей крупной находкой стало обнаружение останков двух японских солдат в районе горы Туманной (около 3 км юго-западнее с. Рощино). Рядом с ними поисковики нашли части истлевшей одежды, пуговицы, перочинный нож, курительную трубку, а также японскую монету достоинством в полсены. Местность вокруг была усыпана гильзами к винтовкам «Арисака» и «Мосина», а также к ППШ, осколками от гранат.
Согласно архивным документам, 13 августа 1945 года на высоте Дальняя взвод лейтенанта Алексея Туманова столкнулся с обороной противника, которая насчитывала до двух рот солдат японской императорской армии. В ожесточенном бою, который длился несколько часов, погибли 17 человек, в том числе и командир взвода. Большие потери понесли и японские войска. После окончания боевых действий на Сахалине в честь командира взвода высота названа Туманной.
По окончании полевых работ командир ПРМОО «ПО «АвиаПоиск», координатор ООД «Поисковое движение России» в ДФО, Ливанский Я. В. встретился с японским вице-консулом Такуя Акаси, которому передал необходимые документы по эксгумации и полевой фотоматериал. В настоящее время решается вопрос о передаче останков японских солдат, установления их личностей и перезахоронении.
Отчеты о проделанной работе и протоколы эксгумации переданы в военный комиссариат и министерство культуры Сахалинской области.
На следующий год приморские поисковики намерены продолжить полевые работы на Сахалине, а также пригласить островных коллег к себе в регион для обмена опытом.