За год работы в "Школе 21" уже успели отучиться десятки сахалинцев, мечтающих изучить IT-профессии. Обучение проводят бесплатно. Все подробности, а также первые успехи "Школы", в эфире АСТВ рассказал региональный директор Константин Селезнев.
- Давайте поговорим про "Школу 21", которая у нас функционирует, набирает обороты и является неким проводником в мир IT. Какие у неё уже первые результаты?
- Действительно, "Школа 21" - это школа цифровых технологий, которая в прошлом году по инициативе губернатора Лимаренко Валерия Игоревича открылась. На открытии присутствовали сам губернатор и Герман Греф. В общем, торжественное мероприятие, которое до сих пор помним. И сейчас "Школа" - это 20 кампусов в России и за рубежом. Это сообщество, в котором находится примерно 8,5 тысяч участников. И если брать ещё 2000 выпускников, всё это сообщество между собой общается. В Южно-Сахалинске кампус молодой, ему исполнился один год, и уже есть трудоустройство в реальные компании, уже есть партнёрские договоры с разными компаниями из реального сектора. Есть ряд проектов, которые прорабатываем по линии сотрудничества, например, с НПЦ "Крылья Сахалина". В общем, много интересных планов. Сейчас у нас около 100 активных участников. Ну и постоянно идёт набор. Отдельно хочу отметить, что "Школа 21" бесплатная, и может прийти любой человек, без каких-то входящих ограничений записывается, приходит на отборочный бассейн. И дальше самые мотивированные, способные, приглашаются на обучение, учатся.
- Насколько востребованы сегодня цифровые профессии?
- Здесь, собственно, ничего не поменялось за многие годы. Я имею в виду с точки зрения в целом востребованности, потому что, как мы видим, у нас всё - даже реальный сектор, который казался нам консервативным, всё плотнее и плотнее завязан на информационные системы, и спрос на IT инженеров не только разработчиков, но и другие специальности только растёт. Другое дело, что меняется его структура. Это отдельная история. Конечно, с развитием технологий добавляются новые профессии. Например, ещё несколько лет назад такой профессии, как VR-архитектор, её не было, а сейчас она есть.
- А что касается рынка IT - какие там тенденции в развитии?
- Да, рынок переживает, конечно, очень бурную стадию сейчас. Конечно, таким магистральным трендом является, можно даже так сказать, эра генеративного искусственного интеллекта. Здесь ярко выделяются две, наверное, важные тенденции. С одной стороны, у нас генеративный ИИ, где и чат GPT, и GIGA чат - они перестают быть просто каким-то развлекательным инструментом и становятся уже рабочим помощником в рутинных задачах. Уже они находятся на рабочем столе, и люди могут делегировать и использовать для создания каких-то документов, обработки материалов, подготовки каких-то планов, писем и так далее. Поэтому это первое - рутинные процессы ускоряются и дополняются. Вторая история - это, наверное, вплетение генеративного ИИ в разработку. Теперь разработчикам нужно не просто сидеть писать код и тратить время на этот синтаксис. Он производится подобными процессами очень быстро - им нужно думать об архитектуре системы, им нужно думать о той пользе, которая заложена в бизнес-требования, и при этом растёт производительность.
- Как цифровые инженеры могут помочь реальному бизнесу?
- Здесь, в общем, есть как всегда, наверное, два пути. С одной стороны - это, безусловно, автоматизация, которая и раньше была, и активно над этим работали. Но сейчас она выходит на новые уровни, она выходит на такую уже автономизацию. То есть когда сами системы принимают какие-то базовые решения. Ярким примером являются беспилотные системы, которые могут выполнять задачи без участия человека. И здесь надо отметить, что, например, оператор беспилотника - это такой оксюморон. Это забавно, потому что беспилотник по умолчанию должен без пилота работать. А если пилот сидит и управляет, это уже как бы не совсем беспилотник. Так вот, тенденция к переходу в автономные системы, конечно, есть. При этом ещё всегда остаётся большой пласт стандартных процессов, которые подлежат автоматизации. Это создание всех информационных систем, это создание связки между информационными системами разных компаний.
- Не потеряли ли значение так называемые мягкие навыки?
- На мой взгляд, нет. И тут спорный вопрос - а не выросло ли их значение? В чём дело - опять же, тот самый искусственный интеллект, который уже не ищет в интернете, что написано, а уже ищет и создаёт ответы. Он уже не до конца понимает, как их проверять. И, соответственно, если мягкие навыки в целом разделить на две части- коммуникативные и когнитивные, то когнитивные навыки - критическое мышление, умение комплексно решать задачи - это очень важно. И для того, чтобы понять - правильно, неправильно ответил искусный интеллект, это очень ценно сейчас.