Первый международный форум "Крылья Сахалина" стал выездной площадкой Восточного экономического форума, где свои разработки представили ведущие компании страны. О том, насколько необходимо такое взаимодействие, рассказал Егор Ноженко, начальник отдела стратегического планирования НПЦ "Крылья Сахалина".
- Мы с Вами находимся на полях первого международного форума "Крылья Сахалина" по беспилотным авиационным и не только системам. Давайте поговорим о том, какие здесь инновационные системы представлены.
- Я бы даже сказал, не беспилотные авиационные системы, а вот сейчас новый термин вышел - беспилотные роботизированные системы. То есть он включает в себя не только авиацию, но и безэкипажные катера, и подводные системы нового плана. То есть все среды. Поэтому так форум и называется.
- Какие здесь сценарии предлагают увидеть, какие представляют? Что интересного здесь можно увидеть, что в рамках форума будет прорабатываться?
- Порядка 70 сценариев применения, которые уже реализуются в регионе, более 30 в практическом виде будут продемонстрированы всем гостям и участникам форума. Со взлётной площадки ежечасно будут взлетать партии беспилотников и отправляться на свою миссию по демонстрации того или иного сценария применения. Это и реки, и мониторинг пожаров, и завалов русел рек, и незаконный лов лососёвых. Мы находимся на острове, и морское направление очень актуально. В том числе энергетика, сельское хозяйство.
Сахалинская область сейчас на всей территории развёртывает экспериментально-правовой режим, в рамках которого можно будет тестировать технологии, минуя нормативно-правовые барьеры, которые сейчас есть. То есть направление новое - беспилотные системы. И, как это принято, технологии идут вперёд нормативно-правового регулирования. И по всей стране развёртываются такие экспериментально-правовые режимы, чтобы тестировать технологии и их эффективность, вносить оперативно правки в нормативно-правовое регулирование.
- Мы ведь про беспилотные системы не только говорим и не только их показываем. Мы это делаем для того, чтобы в дальнейшем внедрить их в нашу жизнь. Какие системы на сегодняшний день уже внедрены, а какие возможно внедрить в ближайшее время?
- На самом деле их немало, которые уже в повседневной жизни наших граждан есть. Это и мониторинг нормативного содержания дорог, это и мониторинг паводковой опасности завалов рек как внешних - с помощью беспилотных авиационных систем, так и в толще воды, применяя беспилотные катера. Это и мониторинг энергетической инфраструктуры, состояние ЛЭП, мониторинг лесных пожаров - выявляем точки дыма на ранних этапах. Это один из примеров, которые сейчас уже реализуются на Сахалине.
- Какие перспективы развития у нас в этой сфере в России и в Сахалинской области в частности?
- Перспективы развития очень глобальные. В рамках нацпроекта все делается для того, чтобы комплексный подход реализовать. Это и подготовка кадров, и оснащение технологических инфраструктурных площадок. Это и поддержка отечественных производителей.
Одним из звеньев инфраструктурной цепи являются научно-производственные центры по всей стране, которые призваны аккумулировать на своей площадке малое конструкторское бюро. Не у каждого конструкторского бюро есть финансовая возможность аккумулировать в себе все промышленные мощности для потенциального развития своей продукции. Они становятся резидентами научно-производственных центров, минуя этот барьер для себя, сосредоточив все свои усилия на разработке. Мы помогаем им с реализацией.
- Какие производители и технологии востребованы на рынке?
- Вот сейчас в рамках национального проекта "БАС", который включает в себя пять федеральных проектов - "Кадры", "Поддержка отечественных производителей", "Инфраструктура и безопасность". И в рамках проекта "Инфраструктура и безопасность" разрабатывается комплекс систем - так называемое цифровое бесшовное небо - система идентификации любых воздушных судов в небе. Система идентификации "Свой - чужой". Система подавления чужого аппарата. Всё это в комплексе даёт толчок на данном форуме. На нашем форуме представлены ведущие производители таких систем - Zala, Глонас, Аэролинк, системы Азимут, радиолокационные системы представлены у нас в центре мониторинга в первом павильоне. Там очень красочно система развернута.
- Я правильно понимаю, что Сахалинская область не отстаёт в этом вопросе? Ведь у нас в регионе тоже производят определённые беспилотные системы и представляют их на общероссийском уровне.
- Совершенно верно. Как я уже ранее сказал, в рамках федпроекта "Инфраструктура для БАС" создаются национальные научно-производственные центры на всей территории нашей страны. Наш научно-образовательный центр "Крылья Сахалина" - кстати, первый из аккредитованных Минпромторгом, является сертифицированным эксплуатантом, что позволяет нам осуществлять по всем правилам и нормам существующим на данный момент коммерческие авиационные перевозки и услуги. Также в рамках нацпроекта "БАС" на территории научно-образовательного центра реализуют свою продукцию резиденты, так как мы находимся на острове, вокруг нас не только небо, но и вода, мы первые из НПЦ, входящих в структуру нацпроекта, сделали курс на мультисредованность. То есть мы не зациклились на авиационной системе. Также мы разрабатываем и безэкипажные катера. На нашем стенде на выставке представлена продукция наших резидентов - экипажи, катера, которые уже используются в коммерческих работах, в мониторинге энергетической инфраструктуры, нефтегазовой отрасли и прочее, прочее. Мы также для Министерства экологии выявляем скрытые завалы в толще воды, используя технологии без экипажных систем.