На Дальневосточном энергетическом форуме "Нефть и Газ Сахалин" одной из обсуждаемых тем стали кадровые вызовы. Организатором пленарной сессии с таким названием стал Сахалинский Государственный университет. В продолжение дискуссии о процессах цифровизации в образовании, перспективных направлениях и преимуществах российского нефтегазового образования по сравнению с зарубежным поговорили с проректором СахГУ Алексеем Огневым.
- По сегодняшним обсуждениям на форуме, давайте резюмируем с вами. Какими навыками должен обладать специалист топливно-энергетического комплекса, чтобы он был востребован?
- Основная потребность в специалистах - это для обеспечения сервиса и новых технологий на шельфовых проектах. Вторая задача - это подготовка специалистов для глубокой переработки нефти и газа. И для специалистов сейчас очень важно, чтобы они обладали, конечно, цифровыми навыками и компетенциями.
- Сейчас активно как раз идет развитие цифровых технологий в СахГУ. Как развивается эта сфера?
- В этом году мы открыли новую образовательную программу по прикладной информатике. Два направления. А сейчас ученым советом принято решение об открытии образовательных программ по информационной безопасности. Мы совместно с нашими партнерами "Газпром Банком" создали исследовательские центры, основные центры Газпромбанка и Центра искусственного интеллекта. И для наших ребят открываются новые окна возможностей в части реализации практических проектов по информационным технологиям, по их внедрению уже непосредственно на предприятиях нашего региона. Мы делаем фокус на реализацию проектов с использованием искусственного интеллекта, с использованием активной аналитики и также анализа больших объемов данных. Соответственно, на основе вот этих новых направлений мы и строим наши образовательные программы, и ребята будут получать современные навыки, востребованные в реальном секторе экономики.
- Вот давайте немного о ребятах, наверное, поговорим. Как студенты реагируют на эти новшества и активно ли идут учиться этому?
- Да, в этом году у нас хороший повышенный проходной балл на информационные специальности. На наше направление, уже такое устоявшаяся, прикладную информатику. Мы открыли, соответственно, прикладную математику. Еще направление на следующий год - это информационная безопасность. И в планах открытие еще одной образовательной программы по прикладной информатике, связанной с информационными системами. В итоге, мы планируем уже в следующем году набрать около 100 ребят по направлениям, связанных с информационными технологиями. И вы знаете, все ребята востребованы уже буквально с первого-второго курса. И сейчас, кстати, мы выстраиваем образовательные программы таким образом, чтобы они были интегрированы, например, со "Школой 21", с первого дня получения самых современных знаний в области информационных технологий, искусственного интеллекта. Ребята, первое, работают над практическими кейсами, которые мы формируем совместно с индустриальными партнерами. Второе, они получают новейшие знания за счет того, что мы приглашаем лекторов и визионер. И самый тоже важный момент - мы формируем новые лаборатории, приглашая ведущих, одних из самых лучших специалистов России в области информационных технологий сюда, на Сахалин, в качестве заведующий лабораторией. Вокруг них формируются команды, в том числе с участием наших студентов по внедрению тех же алгоритмов искусственного интеллекта прямо в экономику нашей области. И вот в этих коллективах, в этих научных лабораториях, исследовательских лабораториях уже работают наши студенты. Наша задача, как университета, дать все возможности для развития студентам, которые учатся у нас в Сахалинском государственном университете.
- А если говорить в целом о современном образовании, какие важные тенденции сейчас существуют?
- Все российское образование славится тем, что мы даем качественную фундаментальную подготовку. Это база в области химии, в физике, инженерных науках. Но сейчас, в соответствии с тенденциями в образовании, мы делаем упор на индивидуальные образовательные траектории. И вот в этом году мы как раз разрабатываем такую модель, когда индивидуальный подход будет к каждому студенту. Мы такую образовательную модель делаем в рамках передовой инженерной школы. Это у нас некий такой "гринфилд". Мы сейчас стартуем с инженерного образования, но далее этот, я надеюсь, удачный опыт будет уже распространен на весь университет и все студенты будут учиться по индивидуальной образовательной траектории.