Больше 4000 человек приняли участие в "Архипелаге 2024". За 10 дней проектировщики представили различные вариации беспилотных аппаратов, которые уже сегодня могут встать на замену ручного труда в различных сферах деятельности. Более подробно в эфире АСТВ рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.
- Давайте поговорим про ключевые аспекты прошедшего "Архипелага 2024".
- Впервые он проходил на Сахалине, вообще он проходит уже восемь лет. И вот в этом году был у нас. Это для Сахалина, наверное, самое крупное мероприятие, которое когда-либо у нас проводилось в регионе. Приняло участие 78 регионов. Там 4000 человек практически было. Это просто огромное количество. И акценты основные были связаны с запуском отрасли беспилотников в стране.
В первую очередь мы говорили про воздушное беспилотие. Мы ещё добавили к этому морскую тематику - морские дроны. Потому что мы - единственный островной регион в стране. Поэтому для нас эта специфика заиграла новыми красками. Были сделаны акценты на создание новой энергетики, запуске водородного полигона. И было много вопросов, связанных с качеством жизни, с экологией, с климатом. То есть мероприятие было очень масштабное.
- На ваш взгляд, какие основные аспекты можно выделить именно для нашего региона? Какие-то идеи, проекты, которые можно реализовать у нас на островах?
- Первое - это беспилотники. У нас на аэродроме Пушистом полностью создали то, что называется система управления полётами с системой мониторинга за небом. Запустили цифровое небо. Фактически так же, как в большой авиации отработали все эти примеры. У нас летало огромное количество разного типа дронов. Тоже впервые в стране. Это были десятки дронов одновременно в воздухе со всякими маршрутами и заданиями. То есть, это большое количество команд, операторов. Полностью моделировали такую большую отрасль, связанную с беспилотной авиацией. То есть, фактически будущее, про которое уже много лет говорят, о том, как запустить это всё в России. Мы, собственно, на Сахалине полностью моделировали. Я думаю, что основной акцент был связан с этими летающими беспилотниками.
Второе большое направление - это запуск морского полигона. У нас было большое количество безэкипажных кораблей, то, что называется морские дроны, в том числе, разработки сахалинских компаний. Сделали у нас в СКБ "САМИ" - в нашей компании. Были продемонстрированы тоже системы мониторинга подводной обстановки, надводной обстановки. То есть то, что мы моделировали в небе. Мы туда и смоделировали, скажем так, на Тунайче, которая практически является таким прибрежным морским озером. И у нас тоже останется постоянно действующий морской полигон, на котором будут постоянно проходить соответствующие испытания. Я думаю, что двум большим акцентам и был посвящен "Архипелаг".
- В рамках "Архипелага 2024" прошли гражданские учения, где проверили больше 15 сценариев работы беспилотников. Как это происходило, и как себя команды показали?
- Очень важный момент, потому что мы даже акцент делали не на том, что нужно производить дроны или уметь на них летать. А в стране не хватает квалифицированного заказчика, то есть людей, которые могут поставить задачу на полёты. Потому что спросишь чиновника или какую-то частную компанию - они не понимают до конца, для чего им нужен беспилотник. Какая экономическая модель, что он может дать, какие плюсы. Для того, чтобы перевернуть ситуацию, нужно создать такого заказчика. И вот у нас сюда, на Сахалин, приезжали для гражданских учений больше 40 регионов со своими командами. В основном это органы власти, представители экономик разных регионов. И мы вместе учились с ними ставить задачи.
То есть, отрабатывались на Сахалине 15 сценариев. Правильно вы сказали - часть из них были связаны с мониторингом. Например, лесных пожаров, несанкционированных свалок и так далее, трубопровода и линии электропередач. Мы специально создали целую систему примеров, на которых можно было всё это протестировать. Были трубопроводы. Летел дрон, искал утечки, например, на линии электропередач. Летел дрон, видел, что какие-то деревья могут угрожать им. Соответственно, нужно следить за тем, чтобы провода вовремя очищали. Сейчас ходят люди вдоль просек. Дрон может пролететь в десятки раз быстрее и всё это обнаружить, ничего не пропустить.
Были сценарии, связанные с доставкой грузов. За этим тоже большое будущее стоит. Тестируем у себя доставку медицинских лекарств и анализов, крови и так далее. Такие сценарии тестировали. И что важно - сам полёт занимает 10% времени от этого сценария, чтобы получилось отсмотреть все эти 15 сценариев.
- Можно ли уже сказать, где можно на Сахалине и Курилах заменить ручной труд на беспилотники?
- Конечно можно. Более того, на "Архипелаге" тестировали 15 сценариев только, а мы 70 сценариев уже у себя в экономике тестируем. Какие? Какая может быть польза? Ещё раз скажу, что важный момент, что дрон - это не замена человека, это просто ещё один инструмент, как, например, молоток, автомобиль, трактор. Дрон как средство, позволяющее человеку решать работу более оперативно. То есть появляется время дополнительное.
Какие сценарии у нас применяются на практике? Мониторинг пожаров - однозначно. У нас хорошая в этом плане ситуация. Мы своевременно тушим все возникающие очаги, и беспилотники нам позволяют очень быстро выявлять эти пожары на ранней стадии и очень оперативно реагировать. Второе - это несанкционированные свалки. Вы знаете, что мы уже много лет этим занимаемся. Тоже такой стандартный у нас базовый сценарий. Хорошая практика абсолютно.
Вот сейчас мы мониторим дорожную ситуацию. Например, строительство дорог. Это же линейный объект, довольно долго его можно изучать. Дрон может быстро пролететь и тут же показать состояние, как ведётся строительство дорог. Например, мониторинг различных котлованов, где ведут земляные работы - тоже очень быстро можно сделать облёт и получить соответствующую информацию.