В Южно-Сахалинске проходит форум PRO-ДФО, одна из его задач - найти и растиражировать новый, осознанный и мирный патриотизм - это задача педагогов, журналистов, руководителей пресс-служб и многих других участников медиапроцесса. В рамках форума перед сахалинскими журналистами выступали различные эксперты, один из них - педагог-новатор Алёша Ермолин. Его авторству принадлежит система мышления "Смыслографика", о ней он подробнее рассказал в беседе с astv.ru
-Алексей, здравствуйте. Вас пригласило полномочное представительство президента России на Дальнем Востоке к нам с глобальной миссией. Расскажите, пожалуйста, о своем приезде.
- Приезд очень интересный - мы занимаемся тем, что обучаем методике осмысленного обучения и создания презентаций “Смыслографика” ведущих журналистов региона, а так же руководителей пресс-служб.
- Насколько я знаю, “Смыслографика” полезна не только журналистам, а, в особенности, учителям, родителям и детям.
- Методика “Смыслографика” полезна, в первую очередь, подрастающему поколению. Потому что мы наблюдаем межпоколенческий разрыв, и методика позволяет синхронизировать понятийный аппарат разных поколений, и решить вопрос их преемственности.
Оказывается, что создание презентации - это не просто про красоту картинки, это в первую очередь про красоту смыслов. Первично, чтобы создать понятный материал - изложение книги, или научный доклад, нужно обязательно сначала сформулировать смыслы в виде текста. Есть золотое правило презентации: “Одна мысль - один слайд”. Получается, если вместе со своим ребенком вы напишете первичный текст, то у вас перед глазами по ассоциации окажутся все картинки - всё равно, что готовы все слайды для презентации.
- Кстати, многие наоборот - сначала ищут картинки, потом пишут под них тексты. Это в корне неверно?
- Да, в корне неверно - ведь подменяются причинно-следственные связи. Что первичнее, слово или мысль? Я говорю - первична сила мысли, и лишь за сильной мыслью следует сильное слово. Сейчас вопрос эффективной коммуникации - вопрос национальной безопасности, и я как раз говорю о смысловой безопасности, и формировании ментального иммунитета со школьной скамьи. Чтобы все говори на одном языке, в первую очередь, смыслов. И только потом это могли транслировать.
Одна из самых больших проблем у подрастающих поколений - они недопоняты. А когда ребенок недопонят, это вызывает внутреннюю агрессию - а она распыляется на всё вокруг.
- Услышала ваше выражение: “Сначала нужно понять непонятное”. Это - одна из основ смыслографики. Расскажите подробнее о её методике.
- Методика “Смыслографика” состоит из 9 смыслографических умений архитектора смыслов. Во-первых, архитектор смыслов - это специалист по налаживанию понимания между людьми. И чтобы наладить это взаимопонимание, нужно обладать 9-ю смыслографическими умениями, и первое, и самое главное - это алгоритм “Понимашка”. Он позволяет понять непонятное, и вчера мы работали с сотней ведущих журналистов и руководителей пресс-служб Сахалинской области именно над этим алгоритмом. Первый этап - понять непонятное, нужно уметь конспектировать новую информацию, и вести свой смыслографический словарик. Когда новое слово мы встречаем, обязательно его записать и сформулировать свою идею, потому что тогда формируется вокабуляр у человека. Но написать мало - надо нарисовать картинку к этому смыслу. И когда у вас нарисованы такие картинки, очень легко управлять словами - вы будете мыслить не словами, а изображениями. И в этом случае, когда мы увидим нужную картинку, для нас она распакуется как архив в компьютере в нужный смысл. И слова вокруг неё сами придут в норму.
- Чем ваши методики отличаются от инфографики и других методик визуализации?
- Инфографика - это про информацию в визуализации. Там не важно, какая информация. А вот смысл - это нечто ценное, к нему от информации ещё нужно прийти. Информация - это просто обобщение. А смысл оттуда надо выкопать. И чтобы его найти, нужно обладать умением третьим, умением формулировать смыслы в виде понятного и увлекательного текста. Под это и картинки нужные подберутся, и у нас не будет хаоса неопределенности.
- Расскажите о программе “Визирь” - что это за программа?
- “Визирь” - это конструктор презентаций, наше ноухау. Признан министерством цифровизации как импортозамещающий продукт. И его особенность в том, что он построен на методологических идеях, которые признаны министерством просвещения России. По-сути, это автоматизация учебника, тренажер для ума. Её можно использовать на работе - понятно, всем нужно создавать презентации.
Но главная идея этой программы - это помощь в обучении. Конструктор презентаций будет официально запущен в сентябре. Три года мы её тестировали, более 3 000 человек приняли участие в исследование, и мы очень ждем, когда программа выйдет в публичное поле.
- Попрошу в завершение беседы несколько дельных советов для зрителей, связанных с секретами смыслографики.
- Самое главное - начать не со смыслографики, а начать с уважения к себе. Но уважение к себе - это, в первую очередь, не уважение к себе, как к личности. Так можно говорить: “Я личность”. Но первично уважение к языку, языку на котором мы разговариваем. Когда мы задумаемся, что на этом языке мы думаем, а первична сила мысли, и с уважением к языку мысли начнут выстраиваться в нужном порядке. Поэтому давайте верно понимать причинно-следственные связи, и учитывая тему духовно-нравственных ценностей, которая сейчас указом Президента появилась в публичном пространстве, будем содействовать этому начинанию.