О том, как меняется подход к ремонту дворов в Сахалинской обласи, astv.ru рассказала Виктория Доля, заместитель руководителя дирекции реализации программ в сфере ЖКХ Сахалинской области.
- Расскажите, насколько вопрос проектирования при благоустройстве дворов актуален для Сахалинской области?
- Вопрос действительно актуальный. Много обращений жителей по ремонту дворов и их благоустройству. Достаточно большой процент дворов не благоустроен, и даже не асфальтирован. Чем дальше на север от центра, тем больше требуется нашего внимания. Поэтому сейчас мы активно работаем.
В целом, хочется отметить положительную тенденцию. Помимо того, что мы занимались просто асфальтированием, сейчас мы начали превращать дворы в более приятные пространства, чтобы там проводить своё время.
- Если мы говорим о дворе, как об общественном пространстве, то каким именно должен быть этот двор, и есть ли различие между городскими и сельскими территориями?
- Конечно, областной центр впереди всего Сахалина. Там работа по дворам ведётся давно, ведётся успешно. Активно собирается мнение жителей, чтобы двор отвечал потребностей всех слоев населения. Там же и дети, и подростки, и пенсионеры. У всех свои потребности возрастные. Двор надо создавать таким, чтобы он удовлетворял все запросы.
В Южно-Сахалинске эта работа поставлена на нужные рельсы. Чем дальше от центра, тем сложнее с этим вопросом. Не всегда есть возможность создавать какие-то интересные территории. Потому что там больше разбитых дворов, которые требуют просто асфальтирования и приведения в порядок, и эта работа важней, чем создание садов в местах разрухи. В отдалённых местах первый вопрос - это привести дворы и проезды в порядок. Но со временем конечно планируем создавать благоустроенные небольшие парки, такие дворы, где было бы внутри микрорайона интересное пространство, привлекающее людей.
- Как должны расставляться приоритеты при проектировании, и на каком этапе могут возникнуть сложности?
- Первый приоритет - жители. Да, они не являются специалистами. Но именно им жить в отремонтированных дворах. Поэтому мы выработали алгоритм. В первую очередь, встречаемся с жителями, собираем их мнение. Потом создаём эскиз, выходим повторно, стараемся собрать мнения ещё раз, чтобы понимать, что мы учли все пожелания жителей.
После этого мы уходим в проектирование, здесь подключаются специалисты, которые понимают, как отвести воду со двора, как соблюсти радиусы заездов, какое озеленение можно применять. И вот на этом этапе возникают сложности - когда жители обращаются, которые не были привлечены в начале.
Поэтому, сложность самая большая в том - и это убедительная просьба ко всем жителям - постараться, когда вас приглашают на встречи, приходить, встречаться, высказываться в начале проекта. Менять его в конце - это дополнительные затраты, это время. Зачем на корректировки тратить время, если их можно учесть в начале.
- Сезон ремонтов подходит к концу, большинство завершается. Какие можно подвести итоги года?
- В этом году мы завели такую практику - стараемся максимально объехать все муниципалитеты, где производится благоустройство. Сейчас мы объехали процентов 40 муниципалитетов. Исходя из этого, могу сказать - есть отдельные объекты, скажем, как в Макарове - и скверы, и дворы, которые сделаны красиво и качественно. Я прямо коллегам сказала, что довольна их работой, отличный подход. В Макарове всё сделали очень аккуратно, и очень внимательно собрали пожелания жителей.
В Аниве недавно мы приняли отличный сквер. Да, приняли с небольшими огрехами - но это были устранимые замечания, которые запущены в работу. Там в ближайшее время высадят кустарник и благоустроят второстепенные дорожки, которые протоптали жители.
- И в завершении, напомним людям, куда обратиться, если они столкнулись с нарушениями или недочётами при окончании работ.
- Хотелось бы посоветовать жителям обращаться на горячую линию ЖКХ - *0065. Мы принимаем все обращения, и обязательно реагируем.