Такая инженерная защита не защитит «Горный воздух» - ученый Юрий Генсиоровский

Кандидат геолого-минералогических наук подвёл итоги исследований склонов гор Красной и Большевик

 
Интенсивное строительство новых и расширение существующих горнолыжных трасс с сопутствующей инфраструктурой на склонах Большевика и Красной вызывает живой интерес у жителей Южно-Сахалинска. Кому-то нравится растущая сеть трасс и просек на крутых склонах, но большинство горожан взирает на лихорадочную вырубку леса и землеройные работы на его месте со все возрастающим беспокойством. И оно имеет под собой основания. 
 
Руководство ОАУ СТК «Горный воздух» и Минспорта исправно рапортуют об успехах в деле горнолыжного освоения новых склонов Сусунайского хребта, особо упирая на отсутствие оснований для критики со стороны скептически настроенных специалистов. Заявляют, что на новых трассах «Горного воздуха» предусмотрена система инженерной защиты от экзогенных геодинамических процессов – эрозии, оползней, селей и так далее. Такая защита действительно выполнена на ряде трасс северного склона горы Красная и в этом году запланирована на некоторых трассах горы Большевик, проекты для которых разработаны сочинской компанией ООО «Инжзащита» еще в 2018 году. Другими словами, все хорошо, а будет еще лучше. Ни эрозии, ни оползней, ни селей. Прекрасная перспектива. 
 
Но проект проектом, а в реальной жизни сахалинская природа может сильно видоизменить защитные сооружения, причем всегда в худшую сторону. Поэтому для любого специалиста всегда очень полезно прогуляться по склонам и посмотреть, что же в реальности представляет из себя эта самая «инженерная защита» на северном склоне Красной, воплощенная в натуре. 
 
Свой маршрут я запланировал через «Орбитовский» перевал с выходом в «Долину туристов», а потом по дороге вдоль левого борта долины реки Еланька с выходом на Красную, спуском с неё по северо-восточному серпантину и выходом к трассе «Восток» на горе Большевик.
 
Вопросы начали появляться уже на подходе к трассам. Склон, на котором они нарезаны, сильно обводнен, буквально по каждому небольшому врезу течет ручей. Это говорит об избыточном увлажнении грунта, а значит, насыпные грунты здесь необходимо задействовать минимально, чтобы уменьшить вероятность формирования оползней. Однако на отдельных участках трасс отсыпка грунтом выполнена достаточно большой мощности.  
 
 
Судя по уложенной сетке и водоотводящим канавам, «инженерная защита» на этом склоне проведена. Но, несмотря на это, на «инженерно защищенных» участках уже происходят просадки грунта и формирование по краю трассы обводненного неустойчивого участка склона.
 
Амплитуда просадок и подвижек грунта здесь местами превышает один метр. Формирование оползня с глубиной захвата более двух метров на этом участке - лишь вопрос времени, и, возможно, достаточно короткого.
 
И проблема не только в насыпях. При  таком интенсивном обводнении склона сложно сказать, как поведут себя и его естественные участки в случае формирования оползня из насыпных грунтов. Учитывая, что склон серпантином дороги рассечен на несколько сегментов, возможно формирование оползня (или серии оползней) из насыпных грунтов с захватом нижележащих грунтов естественного основания.
 
 
Далее поднимаясь по склону, я вышел к опоре №15 печально знаменитой канатно-кресельной дороги горы Красная. Мы все помним заверения руководства СТК «Горный воздух», что с этой канаткой все замечательно, а Ростехнадзор просто придирается по мелочам. Так вот о «мелочах». В районе этой опоры склон также обводнен, идет эрозия склона, причём настолько активная, что этой весной была повреждена каменная наброска, и склон здесь уже оползает.
 
В районе опоры действуют два водотока, попытки строителей их отвести в сторону ни к чему не привели, и на фотографиях, и особенно на видео, всё это отчетливо видно.
 
Склон между 15 и 14 опорами также обводнен, находится в неустойчивом состоянии, весной здесь сошел поверхностный оползень, и шла активная эрозия,  вода интенсивно выносила грунт из-под противокамнепадной (или противолавинной) сетки. На данном участке в створе канатно-кресельной дороги идут активные эрозионно-оползневые процессы, способствующие снижению устойчивости ее опор. Из-за действующих водотоков в непосредственной близости от 15 опоры канатки необходимо отводить воду и строить серьезные инженерные сооружения, так как существующие, защиты склона не обеспечивают, что в дальнейшем может привести, к деформации грунтов основания опоры.
 
 
Поднявшись на вершину г. Красная, я начал спуск по северо-восточному серпантину. Общий вид начального участка трассы и дальние склоны в защитной сетке приятно радовали глаз. Ну тут-то защита есть, ведь ее только что сделали, осенью 2019 года!  Но радость была недолгой. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что на отдельных участках и здесь идет оползание грунта.  Да, сетка эти поверхностные оползни удержала, но уже на многих участках повреждена и нуждается в замене.
 
 
Более того, уже сейчас понятно, что эти склоны со столь высокой степенью обводнения такой сетью не удержать, соответственно необходима ее полная замена на что-то более серьезное. 
 
Но самая печальная картина открылось взору на откосе серпантина, выходящем на запад. Особенно там, где выведены так называемые сбросные оголовки водопропускных устройств. Здесь на большей части склона строители фактически искусственно создали целый селевой и оползневой массив. Причем он уже действует и «поставляет» грунт в верховья притоков р. Еланька. На этом участке, протяженность которого более 400 м, уже формируются склоновые сели.
 
 
Объем вовлеченных в оползневые и селевые процессы насыпных грунтов ориентировочно составляет порядка 10 тыс. кубометров. Но это только насыпные грунты откоса, при  движении которых в процесс будут вовлечены уже и грунты естественного залегания. И это все происходит в верховьях селеносной реки, каковой является Еланька! Здесь, в  верхней части серпантина «с инженерной защитой» на наших глазах становятся реальными очень серьезные угрозы, о которых сразу предупреждали специалисты.
 
 
Дальнейший спуск по серпантину горы Красная показал, что в целом построенные здесь защитные сооружения выполняют свою функцию. Но как только появляются крутые склоны, появляются те же проблемы. Серпантин примерно в средней своей части делится на три «рукава». Я прошел по северному с выходом к правому руслу Еланьки, и тут в самой нижней части трассы опять «сюрприз» - по западному откосу, вдоль укрепленного участка, появляется трещина отседания, и дальше видна отсадка участка склона, кем-то приглаженная. Другими словами, здесь идет формирование оползня под участком, оборудованным противоэрозионной защитой.
 
 
 Ну и как довесок, совершенно исключительное исполнение водопропускного устройства. 
 
 
Для полноты картины я решил посмотреть, как там у нас "поживают" трассы Северного склона горы Большевик, где руководство «Горного воздуха» в этом году также собралось обустраивать систему инженерной защиты.
 
А здесь закопанные в 2016 году в нижней части трассы «Север-1» деревья уже показывают, где их закопали!  На склоне отмечены 4 участка просадок над закопанными траншеями с древесиной, причем рядом со станцией канатки наблюдается наиболее глубокая просадка, с трещиной отседания и выходом на дневную поверхность закопанных стволов.
 
 
Насколько устойчив такой склон сейчас уверенно сказать не сможет никто. Ну а если называть вещи своими именами, то проектирование инженерной защиты склона поверх траншей с закопанной древесиной - это просто абсурд. 
 
Резюмируя все вышесказанное, можно с достаточной уверенностью утверждать, что принятые меры не обеспечат инженерную защиту горнолыжных трасс на северных склонах гор Красная и Большевик от экзогенных геодинамических процессов. А на горе Красная это касается также и спорной канатно-кресельной дороги. Даже по результатам однодневной рекогносцировки ясно видно, что уже сейчас требуются затратные восстановительные мероприятия, а в отдельных случаях видимо и перепроектирование сооружений, что еще больше увеличит затраты на них.
 
 
И полбеды, если бы все эти проблемы касались только СТК «Горный воздух», но они и всему Южно-Сахалинску представляют прямую угрозу, напрямую связанную с повышением количества воды, поступающей в город с «оголенных» горных склонов при снеготаянии и дождях. Да, на горнолыжных склонах во многих местах сегодня организован отвод ливневых стоков. Однако, что в целом хорошо для склонов, не очень хорошо для территории города. Сведение растительности, увеличение крутизны склонов, формирование концентрированных точек сброса воды резко увеличивает ее объемы, единовременно поступающие в русловую сеть города для сброса ливневых стоков – ручьи Больничный и Пригородный, реку Еланька. При этом состояние русел этих основных «водных магистралей» Южно-Сахалинска таково, что резко возросшее количество воды они просто не смогут вместить, поскольку во многих местах их русла заужены, захламлены мусором, перегорожены линиями коммуникаций, просветы под многочисленными мостами очень малы. Соответственно, повышается риск наводнений и подтоплений городской застройки (последнее уже регулярно происходит в верхней части города). А что будет при экстремальных уровнях осадков? 
 
 
Поэтому, на мой взгляд, срочно требуется полномасштабная профессиональная оценка текущего состояния всех горнолыжных склонов гор Большевик и Красная с подготовкой соответствующих рекомендаций по защите территории г. Южно-Сахалинска. Без их учета выделение бюджетных средств на очередную инженерную защиту будет просто очередным бессмысленным закапыванием народных денег. 
 
Автор текста: Юрий Генсиоровский, руководитель лаборатории лавинных и селевых процессов ДВГИ ДВО РАН, кандидат геолого-минералогических наук по специальности «инженерная геология, мерзлотоведение, грунтоведение». 
 
13 июня 2020, в 18:42 +7
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Событие

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 13 июня 2020, в 19:51 Отредактировано 13 июня 2020, в 19:51
Четкий, конкретный, подкрепленный аргументами и примерами ответ предыдущему "эксперту".
+15
Написано 13 июня 2020, в 21:45
В свете аварии в Норильске надо бы президенту доложить о безобразии,пусть найдут тех кто командовал этой стройкой и публично на площади гнилыми помидорами закидают
+4
Написано 13 июня 2020, в 22:42
Vashazalivnayariba77, а кто докладывать то будет?
+3
Написано 14 июня 2020, в 01:10
_ekhidna_, вот именно
+5
Написано 14 июня 2020, в 05:08
Губернатор для чего здесь?Пусть о безобразиях и докладывает, сколько бюджетных денег закопано и сколько ещё надо потратить чтобы всё это устранить ,глядишь и звёздочку заработает как лётчик истребитель от народа и от президента.А то вообще непонятно чем занимается министерства новые создаёт а старые переименовывает.
+4
Написано 14 июня 2020, в 13:39
Vashazalivnayariba77, а ему это надо? Он выслуживается, ждёт, когда к кремлёвской кормушке подпустят, старается, пиарится, а вы предлагаете доложить о косяках? Ещё найти виноватых предложите. ..хотел бы, давно б все остановил, прекратил, рекультивировал и виновных посадил...неужели Вы и вправду верите в доброго царя, который не знает что творят бояре?
+4
Написано 14 июня 2020, в 19:56
А где наше славное телевидение которое должно было раньше всех это вскрыть и показать на всю страну,
−1
Написано 14 июня 2020, в 21:48 Отредактировано 14 июня 2020, в 21:48
Sakhalinez, наше славное телевидение сопровождало Юрия Витальевича в этой «прогулке» https://astv.ru/news/society/2020-05-21-ne-davat-d..stnoj-dumy Коллеги нашего славного телевидения отправили материал руководителю Росприроднадзора РФ, делали репосты в социальных сетях. А другое наше славное телевидение выпустило материал о том, что всё хорошо там на Горном. Я это к тому, что нашему славному телевидению не хватает поддержки населения. Распространите, пожалуйста, хотя бы эту публикацию. Ситуация нуждается в общественном резонансе.
+2
Написано 1 октября 2023, в 20:23
Светлана Негматулина, один уже у нас был зелёный, лилии глена охранял на горном воздухе, где он сейчас ⁉️мех калона 14/07 стоила аэропорт где она ⁉️снимите розовые очки 😎
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
На Сахалине откроют еще одну лабораторию для исследования на коронавирус
На Сахалине откроют еще одну лабораторию для исследования на коронавирус
Променадную зону на Итурупе продлят на 750 метров
Променадную зону на Итурупе продлят на 750 метров