Активисты «Поискового движения России» установили памятную табличку на месте гибели экипажа военного самолета. О месте крушения удалось узнать в 2018 году благодаря главе села Ясное в Тымовском районе Александру Бакшееву. Были сведения, что в районе урочища Вальзы, рядом с рекой Поронай до сих пор лежит двигатель, а фрагменты самолета разбросаны по округе.
В распоряжении поисковиков была архивная справка, в которой говорилось следующее:
«26 ноября 1949 года потерпел катастрофу самолет Ту-2, 454-го бомбардировочного авиационного полка 334-ой бомбардировочной авиационной дивизии.
Взлет с аэродрома Зональное, в 12-25 по местному времени. После выполнения задания и возвращения на свой аэродром, по показаниям очевидцев, находящихся в районе катастрофы – пункт Вальза, на высоте 500-600 метров заглохли моторы и самолет начал покачиваться с крыла на крыло идя на снижение. По показаниям экипажа самолета Ли-2, 195-ого ГАП, наблюдавшего в воздухе, самолет Ту-2, на высоте 100-150 метров, резко перешел в левый штопор и в 13-10 в 3 км северо-западнее Вальза, упал в лес.
Причины катастрофы не установлены, предположительно катастрофа произошла в результате отказа рулевого управления или в следствие приступа эпилепсии летчика лейтенанта Горбунова. Экипаж похоронен 29 ноября 1949 года на кладбище 3 км южнее поселка Зональное».
В состав экипажа входили:
- Летчик лейтенант Горбунов Марк Андреевич из Сталинграда родился 15 мая 1919 года. Участник Отечественной войны с 5 июля по 15 декабря 1944 года. Был сбит истребителями противника 15 декабря 1944 года над городом Либава. Вследствие чего имеет ранение в голову и контузию. До 9 мая 1945 года находился в плену в Либаве.
- Штурман лейтенант Ильин Анатолий Васильевич родился 25 августа 1925 года в Нижнеудинске Иркутской области. Участник Отечественной войны с марта 1945 года по 3 сентября 1945 года.
- Стрелок-радист старший сержант Шаталин Михаил Степанович родился 18 апреля 1927 года в Барнауле Алтайского края. Призван 10 июня 1944 года Барнаульским РВК.
23 октября 2018 года поисковики, уточнив месторасположения фрагментов самолета отправились на его поиски. До места катастрофы, от трассы Южно-Сахалинск - Оха сначала пришлось добираться по вполне хорошей лесной дороге, которая только в трех местах была заболочена и затем упирались в железнодорожную ветку Южно-Сахалинск – Ноглики. Затем пешком около двух километров по заболоченной тундре, которая постоянно «покачивалась» под ногами.
Место падения удалось обнаружить, благодаря охотнику, пожелавшему остаться неизвестным, который находился в зимовье, неподалеку от места падения самолета. После вопроса о том, видел ли он фрагменты самолета, охотник ответил утвердительно и сразу же привел к месту, которое находилось в 200 метрах от зимовья.
На месте катастрофы в болоте удалось обнаружить фрагменты фюзеляжа и кабины летчика и штурмана, плоскости крыла, части стабилизатора, «шайбы» руля направления. То, что это фрагменты самолета Ту-2, не вызывало сомнений. На многих сохранившихся элементах бирки, почти на всех продублирован один и тот же номер – 6-22, заводской номер самолета. Также на бирках был выбит год производства - 1948. Двигателей обнаружить не удалось. Скорее всего, как и в других случаях, они, вместе с крупными фрагментами сданы на металл в прошлые годы.
Спустя год, 23 сентября на месте катастрофы поисковики установили памятную табличку, сложив вокруг нее части самолета. В память о погибшем экипаже прозвучали холостые выстрелы в воздух.
«На кладбище поселка Зональное мы нашли небольшую разрушенную пирамидку из алюминия, на трех сторонах которой виднелись фамилии, написанные красной краской. Удалось прочитать одну из них: Ильин Анатолий Васильевич. Таким образом, нам удалось найти место захоронения погибшего экипажа. В будущем году мы намерены привести его в порядок» - говорит руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
Работа по увековечению памяти погибших военных летчиков проводится в рамках проекта «Вечный полёт» на средства Фонда президентских грантов, сообщают «Поисковики России».