- 20 жизней унесла трагедия в Крыму. Стрельба и взрывы в керченском колледже заставили вновь содрогнуться всю страну. Следствие не классифицирует это массовое убийство как теракт. Тем не менее, последствия преступления также катастрофичны. Сегодня у нас в гостях помощник прокурора области Александр Метельский. С ним мы поговорим о том, что такое терроризм, и что ему можно противопоставить.
Александр Анатольевич, здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Собственно, с этого и начнём. Что такое с точки зрения законодательства терроризм?
- Действительно, эта тема актуальна. Российская Федерация на протяжении многих лет борется с этим явлением. Понятие терроризма трактуется в законодательстве. Основным законом является «О противодействии терроризму», который говорит, что это идеология насилия в первую очередь, которая воздействует на органы власти, органы местного самоуправления путем устрашения через население, в своих интересах, чтобы преследовать какую-то свою выгоду. Теракты происходят путем взрыва, поджога, это всё прописано в действующем законодательстве.
- То есть эти керченские события – почему нельзя их назвать терроризмом? Отсутствует какой-то посыл?
- Керченские события, видимо, связаны с умыслом. Терроризм подразумевает под собой именно оказание давления на органы власти, устрашение, какие-то требования высказываются. А здесь, я так понимаю, что умысел был именно на убийство из каких-то других побуждений. В любом случае, был взрыв. Сейчас с учетом того что у нас достаточно развиты технологии, сеть Интернет, можно, к сожалению, на любом сайте посмотреть и как изготавливают бомбы, и тому подобное. В принципе, действия должны быть по упреждению и по блокировке подобных сайтов, чтобы не было данных случаев.
- То есть это можно в некотором смысле назвать пропагандой терроризма, и за это, видимо, ответственность какая-то тоже предусмотрена?
- За это предусматривается уголовная ответственность. Это пропаганда терроризма, оправдание терроризма; возможно, пособничество терроризму. Путем опубликования каких-то роликов, которые побуждают к данному явлению. Всё будет нести за собой соответствующую уголовную ответственность, вплоть до пожизненного лишения свободы, если это влечет за собой смерть.
В первую очередь законом у нас определены органы профилактики, которые координируют непосредственно деятельность и минимизируют последствия – это в первую очередь органы власти, органы местного самоуправления. Допустим, на уровне Сахалинской области, если приводить пример, это антитеррористическая комиссия по Сахалинской области, различные группы, оперативные штабы. Поэтому в целом координация осуществляется от органов власти; соответственно, взаимодействие с правоохранительными органами, каждый выполняет свою функцию. Органы власти – больше профилактики, правоохранительные – такой карательный орган, который действительно устраняет все негативные последствия и источники.
- Есть какие-то требования к организациям, как государственным, так и негосударственным, как они должны готовиться к угрозе терроризма? Как защищаться?
- Безусловно, постановлениями правительства издаются определённые требования, нормативно -правовое регулирование к различным объектам, ведомствам . Есть требования к местам с массовым скоплением людей, где на объекте собирается более 50 человек. Есть к ведомственным объектам – министерства спорта, образования и тому подобное. Школы, детские сады, спортивные сооружения – это всё должно быть в соответствии с требованиями. Категорирование, паспорта безопасности; требования должны соблюдаться по охране, пропускному режиму. Это все прописано в нормативных актах. Просто всё это нужно своевременно соблюдать.
- Можно ли сказать, что у нас ответственно подходят к исполнению антитеррористического законодательства? Есть ли какие-то самые частые нарушения, что чаще всего не берут во внимание организаторы мероприятий?
- Из практики прокурорского надзора я скажу, что за 1-е полугодие текущего года было выявлено порядка 600 нарушений требований законов к антитеррористической безопасности. Внесено практически 300 мер прокурорского реагирования. Все они связаны с не в полном объёме, где-то с ненадлежащей организацией антитеррористической безопасности на объектах. Где-то несвоевременно изготовлены паспорта безопасности, где-то технические средства не в надлежащем состоянии либо не в полном объеме. Не в полной мере, допустим, исполняются программы, принимаемые органами местного самоуправления, направленные на минимизацию, профилактику терроризма. Поэтому нарушения - они выявляются, естественно, принимаются меры…
- А всё-таки самое частое нарушение? Насколько я понимаю, если рассмотреть на примере колледжа - что должно быть по сахалинским стандартам: пропускной режим, контроль паспортов, металлодетектор?
- Да, это всё в совокупности обеспечивает безопасность, надлежащий уровень охраны, то есть должны специализированные службы охранять, которые могут непосредственно предотвратить это. Не просто посадить бабушку-вахтера, а действительно военизированная охрана, которая позволит оперативно отреагировать. Кнопки тревожные, металлодетекторы. Камеры видеонаблюдения, то есть запись должна вестись постоянно, в течение месяца должна храниться на носителях. В совокупности для этого и проводятся исследования данных мест, паспорт безопасности и дальше. Естественно, категорирование объекта, к какому классу относится, и уже из этого исходить, какая степень защищенности должна быть на объекте.
- И всё-таки где у нас допускают попустительства? Скажем, руководители учреждений – видеозапись не работает, или?..
- В большинстве случаев, как показывает практика, действительно нарушения выявляются такие: допустим, недостаточно оснащено ограждение по периметру учреждения. Неквалифицированные специалисты, которые несут постовую охрану. Видеонаблюдение – эти нарушения легко устранимы, но они в любом случае имеют место, и они должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства.
- Какую ответственность может понести руководитель учреждения, который недостаточно организовал антитеррористическую охрану?
- Законодательно еще не определена административная ответственность именно в части обеспечения антитеррористической защищенности. Но в целом то, какая ответственность наступает, зависит от последствий. Мерами прокурорского реагирования мы, естественно, вносим представления, по результатам привлекая к дисциплинарной ответственности. Требуем незамедлительного устранения также и в судебном порядке. В принципе, органы власти обязываем принимать меры.