Сахалинские поисковики начали работу на месте падения скоростного бомбардировщика

В Тымовском районе может появиться экспозиция, посвященная военной авиации

В прошедшие выходные активисты «Поискового движения России» по приглашению начальника управления культуры и спорта Тымовского раона Дмитрия Смекалова посетили муниципальное образование, чтобы  обнаружить место падения и установить судьбу экипажа самолета, фрагменты которого находятся рядом с селом Адо-Тымово.

О том, что в том районе находятся фрагменты предположительно самолёта СБ (он же АНТ-40), поисковики знали давно. Историк-краевед Игорь Самарин упоминал о нем, а также говорил, что им была найдена турель стрелка-радиста, характерная для этого самолета. Также была информация о том, что практически весь самолет сдан на металл, ничего не сохранилось.

Помог найти место разбора одного из двигателей научный сотрудник Тымовского краеведческого музея Сергей Горбунов. Вместе с поисковиками он отправился в путь по сопкам Тымовского района, где на одной из заросших лесовозных дорог обнаружили разбитый и полуразобранный двигатель М-103. Поисковикам без проблем удалось найти на нем заводские номера, по которым определили год и квартал выпуска мотора. Чуть выше находилось место, куда стаскивали фрагменты самолета для разборки. Практически на поверхности находились различные фрагменты, снятые с двигателя, а также элементы обшивки.

По сведениям очевидцев, долго время на месте падения лежали консоли крыла, со звездами. Затем их вместе с остатками фюзеляжа и вторым двигателем вывезли и сдали на металл.

Несколько часов потребовалась поисковикам, чтобы по маленьким фрагментам алюминия в земле определить путь, по которому вытаскивали части самолета со склона сопки.

Как только активисты вышли на место падения, был обнаружен и второй двигатель, его не вывезли, сняли только лопасти винта. Вокруг большое количество алюминия, фрагменты обшивки, бензобаков, силовых элементов крыла.

«Выйдя на место падения самолета, мы сразу же стали собирать и осматривать каждый фрагмент на наличие заводского номера. Были найдены несколько бирок, на которых выбиты цифры, вполне подходящие под номер самолета. Мы без проблем нашли на втором двигателе его номера и части от двигателя с дублирующими номерами, который лежит на лесовозной дороге. Причем двигатель, который остался на месте крушения 1938 года выпуска, а тот, что вытащили наверх, на год старше», - рассказал активист регионального отделения Алексей Охрименко.

Вокруг места падения много разорванных гильз к пулемету ШКАС, на данном самолете их стояло 3 штуки с боезапасом в несколько тысяч патронов. Судя по характеру разброса обломков, самолет летел с юго-востока. Самые дальние фрагменты, обнаружены на расстоянии 90 метров от двигателя.

«Ниже места падения была найдена основная стойка шасси, характерная именно для самолета СБ, а так как двигатели этого самолета именно модели М-103, стало ясно, что здесь разбился самолет СБ-2. Во время проведенной работы мы пока не обнаружили элементов парашютной системы и останков экипажа, возможно летчик, штурман и стрелок-радист успели покинуть самолет на парашютах. Через некоторое время мы вернемся в район для продолжения работы. Мы уже отправили запрос в архив для уточнения информации о причинах падения и судьбе экипажа. Надеемся, в скором времени получим нужную информацию», - рассказал руководитель Регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.

«Тымовский район - один из немногих в области, где стояла бомбардировочная и истребительная авиация в военное и послевоенное время. К сожалению, случались и катастрофы. Мы рассматриваем вопрос о создании экспозиции, посвященной военной авиации в новом здании культурного центра в Тымовском, в котором разместятся музей и библиотека. В ближайшее время вывезем с места падения самолета СБ уникальные предметы, которые можно будет экспонировать. Благодаря работе поисковиков, мы сможем узнать судьбу экипажа», - рассказал начальник управления культуры и спорта Тымовского района Дмитрий Смекалов.

Одной работой на месте падения самолета поисковики не ограничились. Вместе с вице-мэром района Ириной Красюк и Дмитрием Смекаловым активисты посетили кладбище в селе Зональном, где нашли могилы военных летчиков. Население опросили о местах падения военных самолетов, полученная информация оказалась очень ценной. Также поисковики пообщались со старожилом села Кировского Валентиной Андреевной Шиловой, она рассказала о том, что один бомбардировщиков Ту-2 разбился на ее глазах, назвала фамилию командира корабля и указала место гибели. После архивной работы на этом месте также появится памятная табличка.

Молодежное движение «Сила поколения! Кто, если не мы?!» готовит грантовый проект по обустройству мест захоронения экипажей погибших самолетов.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и "Вечный полёт" на средства гранта правительства Сахалинской области.

Источник: пресс-служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области.

18 июня 2018, в 15:56 +3
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 18 июня 2018, в 16:53
Молодцы!
0
Написано 18 июня 2018, в 21:28
Жаль,что раньше этим не занимались.
0
Написано 19 июня 2018, в 10:02
NNS41148, лучше поздно, чем никогда.
+1
Написано 19 июня 2018, в 13:25
sakhpoisk, согласен,сам этим занимаюсь только с 2003 года.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Двое выпускников из Южно-Сахалинска набрали 100 баллов на ЕГЭ по истории
Двое выпускников из Южно-Сахалинска набрали 100 баллов на ЕГЭ по истории
Строители южно-сахалинского аэровокзала начинают возводить каркас здания
Строители южно-сахалинского аэровокзала начинают возводить каркас здания