Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели 2-ое исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов. Об этом пишет "Общая газета".
Первое исследование, опубликованное ровно год назад, вызвало огромный интерес не только отраслевого сообщества, но всех российских граждан, которые тут же начали обсуждать в социальных сетях место своего региона на туристической карте России. Власть имущие восприняли рейтинг как вызов сложившейся системе ведомственных отчетов, но при этом серьезно отнеслись к его показателям. Составители рейтинга продолжили собирать и изучать информацию о развитии туризма в регионах для того, чтобы увидеть, куда мы движемся и чего достигли за прошедший год.
Предварительные итоги текущего года говорят о том, что въездной турпоток увеличиться на 6%, а внутренний — на 18%. Хороший рост показал круизный туризм, на который также обратили внимание российские власти. Безвизовый режим, введенный для групп китайских туристов, привел к существенному росту турпотока из Поднебесной. Правда все «сливки» традиционно собрали Москва и Санкт-Петербург, предоставляющие все необходимое для комфортного отдыха этого специфического туриста.
Что же происходит в субъектах Российской Федерации, как на их турбизнесе отражаются эти и другие тенденции, общее снижение покупательской способности населения? Чем могут удивить, завлечь наши богатые на достопримечательности и природу, но плохо умеющие себя продавать регионы? Почему имея такой гигантский потенциал, доля туризма в ВВП страны лишь 1,6%? На эти вопросы и пытались найти ответы эксперты, готовя этот рейтинг.
Как и в прошлом году, для проведения исследования были выбраны следующие критерии:
- Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах).
- Значимость туристической отрасли в экономике региона (процент жителей, занятых в сфере туризма, от общего населения региона).
- Оборот туристических услуг (объем средств, заработанных в сфере туризма).
- Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах).
- Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах).
- Туристская уникальность (количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия).
- Экологическое «здоровье» региона (затраты на охрану окружающей среды).
- Криминогенная ситуация (количество совершенных преступлений).
- Интерес к региону как к месту отдыха в интернете (по количеству запросов в поисковых системах).
- Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (по количеству публикаций в СМИ).
Продвижение туристического потенциала региона в этот раз было выделено в отдельный критерий ввиду его несомненной значимости для развития отрасли.
В соответствии с принципами работы ЦИК «Рейтинг» в исследовании учитывались мнения представителей экспертного сообщества – в данном случае специалистов медиагруппы «Отдых в России», в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России», а также информационные порталы «Российский туризм» и «Инвестиции в туризм».
По каждому из критериев – на основе предоставленных данных региональными органами власти, анализа открытых источников, ведомственной статистики за 2015 год – была подготовлена таблица и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так, десять промежуточных таблиц (по числу критериев) образовали сводную таблицу, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристического рейтинга.
По сложившейся традиции журналистами медиагруппы были опрошены представители туриндустрии и органов власти, которых попросили сравнить 2015-й и уже подходящий к концу 2016 год, озвучить основные тренды отрасли, рассказать о наиболее заметных и значимых проектах и высказать свое мнение – что, на их взгляд, мешает более динамичному развитию внутреннего и въездного туризма?
Итак, в первую группу рейтинга вошли регионы, преодолевшие 60-балльный порог: с 1-го по 21-е место включительно.
| 
					№ | Наименование субъекта Российской Федерации | Общий балл | 
| 1 | Город федерального значения Москва | 80 | 
| 2 | Город федерального значения Санкт-Петербург | 79,7 | 
| 3 | Краснодарский край | 77,3 | 
| 4 | Республика Крым | 75,2 | 
| 5 | Московская область | 74,8 | 
| 6 | Нижегородская область | 73,1 | 
| 7 | Алтайский край | 70,6 | 
| 8 | Республика Татарстан | 66,7 | 
| 9 | Калининградская область | 65,7 | 
| 10 | Приморский край | 65 | 
| 11 | Ленинградская область | 64,8 | 
| 12 | Республика Башкортостан | 64,6 | 
| 13 | Ставропольский край | 64,5 | 
| 14 | Самарская область | 64,4 | 
| 15 | Иркутская область | 62,4 | 
| 16 | Тверская область | 61,9 | 
| 17 | Свердловская область | 60,9 | 
| 18 | Пермский край | 60,7 | 
| 19 | Владимирская область | 60,4 | 
| 20 | Калужская область | 60,3 | 
| 21 | Ярославская область | 60,2 | 
Во вторую группу рейтинга вошли регионы, набравшие от 40 до 60 баллов и занявшие позиции с 22-й по 61-ювключительно.
| 
					№ | Наименование субъекта Российской Федерации | Общий балл | 
| 22 | Республика Карелия | 59,4 | 
| 23 | Ростовская область | 58,3 | 
| 24 | Новосибирская область | 58,2 | 
| 25 | Сахалинская область | 58,1 | 
| 26 | Мурманская область | 57,6 | 
| 27 | Волгоградская область | 57,4 | 
| 28 | Хабаровский край | 57,3 | 
| 29 | Вологодская область | 57,2 | 
| 30 | Челябинская область | 56,8 | 
| 31 | Архангельская область | 56,4 | 
| 32 | Липецкая область | 55,8 | 
| 33 | Рязанская область | 55,5 | 
| 34 | Красноярский край | 54,7 | 
| 35 | Магаданская область | 54 | 
| 36 | Тюменская область | 53,9 | 
| 37 | Республика Бурятия | 53,8 | 
| 38 | Ульяновская область | 52,3 | 
| 39 | Оренбургская область | 51,7 | 
| 40 | Псковская область | 51,6 | 
| 41 | Астраханская область | 50,6 | 
| 42 | Воронежская область | 49,5 | 
| 43 | Республика Алтай | 49 | 
| 44 | Тульская область | 48 | 
| 45 | Омская область | 47,5 | 
| 46 | Город федерального значения Севастополь | 47,1 | 
| 47 | Ханты-Мансийский АО | 47 | 
| 48 | Новгородская область | 46,2 | 
| 49 | Камчатский край | 45,1 | 
| 50 | Белгородская область | 44,3 | 
| 51 | Кемеровская область | 43,2 | 
| 52 | Амурская область | 42,6 | 
| 53 | Ивановская область | 42,5 | 
| 54 | Костромская область | 41,9 | 
| 55 | Чувашская Республика | 41,8 | 
| 56 | Саратовская область | 41,6 | 
| 57 | Смоленская область | 41,5 | 
| 58 | Республика Удмуртия | 41,3 | 
| 59 | Саха (Якутия) | 40,6 | 
| 60 | Кировская область | 40,5 | 
| 61 | Республика Коми | 40,3 | 
Вторая и самая большая группа – так называемые середняки. Все они имеют хороший потенциал, региональные власти – кто-то больше, кто-то меньше – уделяют внимание развитию туризма, но в силу ряда факторов не могут выйти в группу лидеров. Здесь можно было бы выделить Ростовскую область, которая активно готовится к чемпионату мира по футболу-2018, она кардинально улучшает свою инфраструктуру, имеет большой номерной фонд, хорошие показатели по доходам.
Из сибирских регионов выделяются Красноярский край, Омская и Кемеровская области. В центральной России – Белгородская, Липецкая, Тульская и Воронежская области. В Поволжье – Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области, Республика Удмуртия. Многие из них за год значительно улучшили свои позиции в рейтинге, но, по мнению экспертов, им не хватает ярких, интересных проектов, системности в продвижении своих регионов.
Ивановская, Костромская, Псковская и Новгородская области, наоборот, ухудшили свои позиции в рейтинге. Имея богатейшую историю и огромный потенциал для развития культурно-познавательного туризма, эти регионы страдают ограниченностью инфраструктуры, слабым продвижением и, как следствие, низкими доходами от оказания платных туруслуг и услуг гостиничного бизнеса.
Что же касается наших труднодоступных дальневосточных регионов, то Сахалин, Камчатский край, Магаданская и Амурская области, Хабаровский край улучшили свои позиции в анализе туристического рынка. По количеству иностранных туристов Сахалинская область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе, уступая только Приморскому краю.
Примечание astv.ru: Туристы чаще всего едут на Сахалин не отдыхать. Вероятнее всего, турпривлекательность области рассчитана с учетом захода на острова круизных лайнеров из-за рубежа.
 
            
         
                     
                     
                     
                     
     
                 
 
					
Но это мнение непрофессионала. Тем кто заказывал печню виднее.
Я ни раз видел японских туристов, которые фоткали дома и сараи в нашем 8 мк сопровождая это действо громким хохотом.
Поздравляю область с успехами в области турбизнеса!
Согласен с примечанием редакции.
Сахалин, и ехать отдыхать - это пока противоположные вещи.
Нужно взять в расчёт, что львиную долю туристов составляют корейцы и японцы, которые приезжают к нам по известным причинам прошлого.
Можно поднять тему о том, мог ли Сахалин быть выше в приведённых рейтингах в масштабах страны? Решительно - мог. Но печально известный Монерон - показатель неготовности туристических продуктов на острове. Посмотрим, как в этом году поведёт себя ГВ, что изменилось за год...