Клуб «Бумеранг» провел экскурсию на одном из старейших технических сооружений острова – маяке Анива.
Как рассказала корреспонденту astv.ru специалист по работе с молодежью клуба «Бумеранг» Ксения Рюмкина, поход прошел в рамках туристско-краеведческой программы, посвященной маякам Сахалина. В мероприятии приняли участие члены и волонтеры клуба, учащиеся центра детско-юношеского туризма и просто островитяне – всего более 50 человек. Сахалинские семьи совершили путешествие в рамках проекта «Крепкая семья – живой остров», который реализуется при поддержке правительства Сахалинской области.
Участники похода узнали об истории создания и эксплуатации маяка от историка и краеведа, автора книги «Маяки Сахалина и Курильских островов» Игоря Самарина, который также принимал участие в мероприятии. В 2012 году маяку Анива исполнилось 73 года. Он был установлен на небольшой скале Сивучей возле труднодоступного и скалистого мыса Анива.
Район мыса Анива был очень оживленным морским перекрестком. В конце 19 века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих в Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. Бывали случаи гибели судов, что делало строительство маяка необходимым. Маяк Анива был построен по проекту японского инженера Миура Синобу и был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять сюда кораблем в условиях всегда неспокойного моря.
Построенный маяк представляет собой круглую цельнозаливную бетонную башню с небольшой боковой пристройкой. Высота башни – 31 метр, высота огня – 40 метров над уровнем моря. Дальность действия маяка составляла около 33 км. Башня имеет 9 этажей. На 3-5 этажах башни были расположены жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В японское время штат служащих на маяке состоял из четырех человек, в советское послевоенное время на маяке жили до 40 моряков, а в последующее время штат маяка состоял из 3-4 семей. В конце 20 века люди покинули маяк, который был переведен в автоматический режим.
В настоящее время маяк не работает. Сооружение всё больше разрушается под воздействием морской воды, штормовых ветров и суровых климатических условий.