Открытое занятие с применением адаптированных игровых наборов в группе компенсирующей направленности прошло в детском саду «Матрешка» в Южно-Сахалинске. В учреждении подводят первые итоги проекта «Учусь, играя», реализованного на средства муниципального гранта в рамках конкурса социальных инициатив «Мы и наш город».
Группа для детей с нарушениями психоречевого развития и расстройствами аутистического спектра была открыта в «Матрешке» в 2018 году. Тогда же педагоги приняли решение расширить привычную для дошкольного учреждения предметно-развивающую среду, разработали проект и выдвинули его на предоставление муниципального гранта, сообщает пресс-служба мэрии Южно-Сахалинска.
«Дети с особенностями развития требуют специального подхода при воспитательном процесса, и в этом хорошим подспорьем выступают игрушки, разработанные с учетом восприятия малышами с расстройством аутистического спектра. Если мы не научим ребенка одному из важнейших навыков — игре, то учиться дальше ему будет очень сложно», — рассказывает руководитель проекта, педагог-психолог сада «Матрешка» Татьяна Ковкова.
Пособия, закупленные на средства гранта, — это не просто игрушки, а предметы, содержащие в себе учебную задачу, условия решения которой заложены в самой конструкции и содержании игры.
Адаптированная игра «Вибрирующее зеркало» предназначена для развития сенсорики и координации движений. Зеркало начинает вибрировать и издавать звуки, когда ребенок поставит его перед собой вертикально. Другое зеркало с цепочками в игре помогает преодолеть боязнь перед взглядом на свое отражение, этот страх есть у многих ребят с РАС.
Игрушки учат важным навыкам — регулировать силу нажатия, концентрировать визуальное внимание, изучать причинно-следственные связи в цепочке «действие-результат», оттачивать хватательные навыки, распознавание форм и цветов, развивать наблюдательность, сенсорное, слуховое и визуальное восприятие, крупную и мелкую моторику.
Как уточняют педагоги, оборудование подбиралось по принципу удобства использования детьми с особенностями развития, доступности и безопасности эксплуатации. Предпочтение отдали ведущему американскому производителю, специализирующемуся на изготовлении игрушек для детей с аутизмом.
«Расстройства аутистического спектра — это целая группа нарушений в развитии ребенка, которая затрудняет как общение с другими людьми, так и создает сложности во взаимодействии с окружающим миром, в обучении. Часто наши детки в силу своих особенностей не могут играть», —подчеркивает учитель-дефектолог группы компенсирующей направленности Екатерина Садкова.
Уже сейчас педагоги радуются первым результатам — кто-то перестал бояться зеркала, кто-то научился манипулировать с предметом и даже различать цвета. Динамика развития социальных и академических навыков дает надежду родителям и педагогам, что эти ребята в будущем смогут адаптироваться в обществе.