Минтранс России поможет Сахалину развивать Невельский и Холмский порты. Обе морские гавани сегодня посетила министерская делегация. Ее глава - министр Максим Соколов ознакомился с проектами развития портов и пообещал их поддержать.
То колдобина, то неровность, то трещина в асфальте. На 80 километрах дороги от Южно-Сахалинска до Холмска федеральный чиновник, кажется, посчитал каждую яму. Даже сама поездка для него – работа. Как и для врио губернатора региона.
По словам главного инженера ГУДП «Экспромт», компании, эксплуатирующей трассу, в нормативном состоянии находится 90% дороги. По ощущениям Соколова – не более 50%.
- У вас на 26 километре - выбоина, на 33-ем – просадка грунта, проблемные - 64-ый и 72-ой километры, - без блокнота говорит Максим Соколов. – Там много чего надо сделать. Президент поставил задачу – к концу 2018 года привести все федеральные трассы в нормативное состояние. Поэтому работайте, если необходимо, привлекайте научно-исследовательские институты.
По мнению властей региона, необходимо уже сейчас применять полимерно-битумные вяжущие вещества при ремонте и строительстве дорог. Такая технология увеличивает долговечность трасс – на 30 процентов. Вода не проходит в трещины и дорога не разрушается. Для нашего климата с сезонными колебаниями температур и большой влажностью - это очень важно.
Еще дорожникам совместно с мэрией предложено расширить въездную дорогу в Холмск – уж очень она узкая – встречные машины едва расходятся. Те же грузы из порта вывозить неудобно, а иногда и небезопасно.
Сама морская гавань встречает делегацию приветливо. На море – почти полный штиль. У причала стоит паром типа «Сахалин». Во времена Союза таких было 10. Сейчас всего 3. Самый «свежий» построен в 1991 году.
- За долгие годы работы этот вид судна доказал свою эффективность. На паромах мы поменяли двигатели – на современные. В сутки отгружаем примерно по 18 вагонов, в советские годы было по 28-30, - дает первые пояснения Александр Мацук, гендиректор Сахалинского морского пароходства.
Разговор достаточно быстро уходит в проблемную плоскость. Прямо или косвенно звучит - нужны новые паромы. Строительство 2 судов и так заложено в программе развития Дальнего Востока. Но дело немного затянулось – то трижды не выходили на конкурс желающие строить паромы – возникло сомнение - хватит ли 6 миллиардов федеральных рублей. Потом, оказалось, проект не совсем подходит под сахалинские реалии. В порту приходят к тому, что его надо «двигать».
- Предлагаю руководству региона взять на себя весь процесс. Чтобы субъект нес ответственность по выполнению этой задачи. Чтобы при этом могли участвовать любые заинтересованные стороны. Мы готовы перечислить субсидии, нужно только грамотно ими распорядиться, - находит решение министр Максим Соколов.
Правительство Сахалинской области ориентируется на то, что в течение трех лет сможем построить суда. С их появлением у нас может появиться паромное сообщение с Курилами и с Владивостоком – через этот порт проходит много различных грузов и это будет выгодно островному региону.
Здесь же, в Холмском порту, звучит целая серия предложений. Новые паромы должны быть более вместительными - как минимум на 200 пассажиров. Старые - на 150 человек – этого мало. Надо снова ввести в работу и второй, запасной причал. Он уже давно не действует – требуется ремонт. В полуаварийном состоянии сейчас и транспортный переход – от морвокзала к парому.
Как сообщает пресс-служба правительства области, через Холмский порт в скором времени на Сахалин пойдут большие объемы зерна. Здесь будет перевалочная база, нужно готовить инфраструктуру для его приемки.
Большие производственные планы и в соседнем Невельском порту. С недавних пор его возрождают.
- Провели реконструкцию двух причалов общей длиной 386 метров. Начали обрабатывать у берега суда 5-тысячники, - докладывает гендиректор порта Сергей Орап.
Сегодня здесь отгружают уголь – огромные кучи то и дело ворошат мультидокеры – огромные машины на гусеницах. Невельчане жалуются – в город летит угольная пыль. В скором времени проблему решат, обещают угольщики. Установят воздушную и водяную завесу – на это уже им указывал Олег Кожемяко. А в недалеком будущем отгрузку угля и вовсе в буквальном смысле вынесут в море. На суда «черное золото» будет поступать с 240-метрового терминала. Он – часть инвестиционного проекта. Его представляют министру и главе региона.
- Мы думаем выйти на грузооборот 4,7 миллионов тонн в год. Заниматься будем цементом, клинкером, углем, перевалкой грузов для шельфовых проектов, - раскрывает амбициозные планы Сергей Орап.
Объясняет уже у стенда с иллюстрациями – по такому объему грузов есть подтверждение от партнеров. Работы много – необходимо дноуглубление для того, чтобы могли обслуживаться 20-40 тысячные суда. Нужны новые причалы – в проекте их 5. Требуется и новое портовое оборудование. Общая стоимость проекта – 3,2 миллиарда рублей. Источников несколько – федеральные и региональные средства, деньги инвесторов. Профинансировать стройку может даже Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Областные власти недавно подписали с ним соглашение. Теперь инвесторы могут получить от фонда займы всего под 5 процентов годовых.
Только 300 рабочих мест будет создано для невельчан. В разы увеличится грузооборот порта, а это серьезные налоги. Многие предприятия получат возможность взаимодействовать на выгодных условиях – это и угольщики, и строители, и железнодорожники. Важно, что предусматривается и решение экологической проблемы – угольная пыль не должна лететь на город. Инвестиционный проект заслуживает внимания и поддержки, думаю, он получит статус приоритетного.
- 3,2 миллиарда рублей инвестиций будут работать на Сахалинскую область, все это даст мультипликативный эффект, - считает Максим Соколов. – Есть интересные проекты и по другим портам Сахалинской области. Мы в минтрансе их обязательно рассмотрим. Полагаю, в тесном взаимодействии с властями региона, сможем в ближайшее время все эти планы реализовать, - подводит министр общие итоги своей поездки на Сахалин и Курилы.
http://www.kfss.ru/content/zheleznaya-doroga-yuzhn..