Более 79 млрд руб. планируют потратить на развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона

Инвестиции предусматриваются проектом госпрограммы социально-экономического развития макрорегиона до 2025 г.

 

Проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» был представлен на заседании Правительства РФ и получил одобрение премьер-министра. До 2 апреля поручено провести необходимые согласования и окончательно определиться с источниками и параметрами финансирования программы.

В настоящее время проект государственной программы размещен для обсуждения. Помимо общих социально-экономических характеристик региона, а также целей, задач и ожидаемых результатов документ содержит 12 подпрограмм по развитию основных отраслей дальневосточной экономики. В их числе – «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона».

Планируется, что реализация этой подпрограммы позволит создать условия для ускорения экономического роста территорий на основе формирования и применения управленческих механизмов, которые обеспечили бы устойчивое развитие рыбохозяйственного комплекса, с получением продукции с высокой добавленной стоимостью. Среди целей также указано повышение эффективности использования инвестиционного потенциала отрасли и создание условий для роста ее инвестиционной привлекательности.

Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, подпрограмму предполагается реализовать в один этап – с 2014 по 2025 г. Общий объем финансирования предусмотрен в размере свыше 79,059 млрд. рублей. Больше половины этого объема должны быть перечислены из бюджетов: 44,041 млрд. рублей – из федерального бюджета и 3,039 млрд. рублей – из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Еще порядка 31,978 млрд. рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.

В целом на сегодняшний момент специалисты Минвостокразвития оценивают положение дел в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока и Байкальского региона как «крайне сложное». Несмотря на увеличение объемов вылова и повышения прибыльности ряда рыбодобывающих предприятий, по-прежнему остается нерешенным ряд проблем, которые существенно ограничивают развитие отрасли, говорится в документе.

Наиболее уязвимыми местами остаются рыбопереработка, рыбопромысловый флот и судоремонт, аквакультура. Особое место в комплексе проблем занимает кадровый голод и сложности с научным сопровождением развития рыбопромышленного комплекса.

«В максимально эффективном варианте необходимо комплексирование мест базирования флота, рыбопереработки, оборонных, навигационных, научно-исследовательских и иных береговых функций. Рыбоперерабатывающие комплексы должны размещаться преимущественно в наиболее перспективных по совокупности параметров населенных пунктах побережья и желательно вне крупных городов», - отмечают разработчики подпрограммы.

Важным направлением государственного регулирования является решение проблем транспортировки продукции из водных биоресурсов в центральные регионы страны.

«Водные биологические ресурсы – это стратегические продукты, являющиеся одной из основ продовольственной безопасности, роль которых в решении демографической проблемы страны и обеспечении собственного населения качественной рыбной продукцией весьма значительна», – подчеркивается в документе. Для достижения этих целей, по мнению специалистов, необходимо реализовывать проекты по развитию марикультуры, «экспорту услуг и технологий в области марикультуры в развивающиеся страны АТР, а также выращиванию в промышленных масштабах редких и уникальных, особо ценных видов рыбы, моллюсков и других морских животных Охотского моря с завоеванием соответствующих международных рынков».

С целью получения продукции с высокой добавленной стоимостью и для повышения инвестиционной привлекательности отрасли предусмотрены развитие рыбоперерабатывающих мощностей; техническая модернизация морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота, оснащение их современным оборудованием для хранения и транспортировки продукции из ВБР, развитие крупных логистических центров.

В качестве приоритета государственной политики рассматриваются также поддержка транспортной инфраструктуры для рыбохозяйственного комплекса, институциональные меры в области формирования рыночной инфраструктуры для развития рынка рыбной продукции.

Таким образом, в рамках подпрограммы «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» выделяется четыре основных мероприятия, реализации которых предполагается уделить основное внимание.

Первое – это развитие искусственного воспроизводства ВБР. Общий объем необходимых финансовых ресурсов – 12,055 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 7,856 млрд. рублей. Отмечается, что одним из наиболее значимых направлений привлечения инвестиций в рыбопромышленный комплекс является разработанная программа развития аквакультуры, предполагающая создание рыборазводных заводов. С учетом растущего спроса на живую рыбопродукцию в Японии и ряде других стран АТР, разработчики подпрограммы считают целесообразным планировать центры марикультуры, в которых добытая продукция могла бы храниться в живом виде требуемое расчетное время.

В рамках этого же мероприятия указывается на необходимость внесения изменений в ФЗ «О рыболовстве…» в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи водных биоресурсов на последующий после 2018 г. период сроком на 20 лет. Предлагается внести изменения в законодательство о распределении долей квот добычи, а также о распределении рыбопромысловых участков, предусматривающие «приоритетное предоставление права на вылов ВБР лицам, имеющим в собственности суда рыбопромыслового флота, а также рыбоперерабатывающие мощности, которые позволяют производить продукцию глубокой степени переработки».

Второе мероприятие – это развитие рыбоперерабатывающих предприятий и формирование кластеров. Акцент должен быть сделан на береговой переработке. В качестве наиболее перспективных областей рынка названы замороженная рыбопродукция (например, крабовые палочки), производство рыбного филе и фарша, пресервированные изделия из рыбы. «Развитие консервного производства обладает крайне ограниченным потенциалом, и инвестиции в этот вид производства видятся малопривлекательными», в отличие от производства рыбного филе, которое обладает большим потенциалом, отмечают разработчики документа.

Также указывается, что для организации производства (равно как и для поддержания стабильной работы действующих предприятий по рыбопереработке на берегу) следует обеспечить свободный доступ не к квотам, а к сырью (независимо от того, по каким видам квот рыба выловлена и из каких районов промысла доставлена на берег). «Необходимо отойти от жесткой «привязки» выделяемых квот на поставку уловов на перерабатывающие комплексы, расположенные на берегу», – подчеркивается в подпрограмме.

Повышению привлекательности для инвесторов береговой переработки, по мнению специалистов Минвостокразвития, будет способствовать формирование и развитие рынков рыбной продукции и эффективной инфраструктуры. Оптовый рыбный рынок может быть организован на условиях государственно-частного партнерства. «Основным инициатором и лидером в организации и управлении рынком должны выступить административные органы края, в частности рекомендуемый к созданию рыбопромышленный кластер. Им создается организационный комитет (проектная команда) по разработке инвестиционного проекта, учреждению оптового рыбного рынка и сопровождению проекта», - разъясняется в тексте подпрограммы.

Систему биржевой торговли в министерстве оценивают как «хороший рыночный регулятор и индикатор». «Рыболовецкая компания сможет взять взаймы деньги посредством фьючерсов и опционов под будущий улов. С помощью торгов можно сократить до минимума возможность ценового сговора между поставщиками, что позволяет регулировать и стабилизировать цены на рыбу. За счет рынка фьючерса появится возможность планировать и прогнозировать стоимость сырья, обеспечить прозрачность и стабильность сделок купли-продажи, увеличить экспортные (таможенные) и налоговые поступления».

Объем необходимых финансовых ресурсов на реализацию этого мероприятия оценивается в 1,915 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1,024 млрд. рублей.

В качестве отдельного мероприятия вынесено комплексное развитие рыбопромышленного кластера Сахалинской области. Его создание требует вложения финансовых ресурсов общим объемом более 43,112 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 13,248 млрд. рублей.

Четвертое и заключительное мероприятие в рамках подпрограммы – институциональное обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса. Отмечается необходимость институциональных изменений на федеральном уровне для повышения инвестиционной привлекательности рыбопромышленного комплекса. В том числе предлагается отменить уплату сбора за водные биоресурсы для предприятий, выгружающих рыбу на российский рынок. Подобные преобразования связаны с дополнительными финансовыми затратами, которые разработчики госпрограммы оценили в 76,290 млн. рублей, в том числе 13 млн. рублей из средств федерального бюджета.

Стоит отметить, что в качестве потенциальной угрозы для развития отрасли специалисты министерства называют предполагаемый к внедрению с 2018 г. подход в части установления нового вида квот под строительство судов («квоты под киль»). «В качестве альтернативного решения членами рабочей группы рыбного хозяйства предложено стимулировать обновление рыбодобывающего флота в соответствии со Стратегией развития рыбопромыслового флота при сохранении «исторического принципа» наделения пользователей долями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов», – говорится в документе.

Среди барьеров роста инвестиционной привлекательности указаны также невозможность установления залоговой ценности долей квот и их оборота; ограничения прибрежного рыболовства, отсутствие условий для ускоренного оформления рыбопромысловых и транспортных судов в российских портах.

В целом в качестве приоритетных направлений инвестирования с высокой долей федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» рассматриваются проекты строительства и реконструкции рыбоводных предприятий по воспроизводству ВБР и развитию аквакультуры. А также проекты по строительству рыбодобывающих судов российскими судостроительными компаниями за счет средств федерального бюджета с последующей передачей судов в лизинг рыбодобывающим предприятиям.

К числу мероприятий с участием федерального бюджета относится реконструкция и создание морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, расположенных в границах территорий и акваторий морских портов.

 

30 марта 2013, в 04:48 0
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Дальневосточные инвестпроекты могут получить на ближайшее десятилетие налоговые льготы
Дальневосточные инвестпроекты могут получить на ближайшее десятилетие налоговые льготы
Boeing 777–300ER компании «Аэрофлот» будет летать на Сахалин
Boeing 777–300ER компании «Аэрофлот» будет летать на Сахалин