Эстония предприняла провокационный шаг в затяжном территориальном споре с Россией. Департамент полиции и погранохраны (РРА) республики изменил административную практику, предписывая указывать в паспортах и ID-картах граждан место рождения "Эстония" для тех, кто родился в Печорском районе Псковской области. Данное решение основано на позиции Таллина, которая считает эти территории своими по утратившему силу Тартускому мирному договору 1920 года.
Этот демарш вписывается в длинную историю претензий прибалтийской республики. После распада СССР Эстония, вслед за Латвией, предъявила права на часть российской территории, апеллируя к договору столетней давности. В 2005 году российская сторона дала исчерпывающий ответ на подобные требования, заявив, что они абсолютно недопустимы.
"Российская Федерация при развале Советского Союза с целью избежать развития на постсоветском пространстве по югославскому сценарию, пошла на беспрецедентные в истории человечества жертвы - отдала десятки тысяч квадратных километров своих исконных территорий. Хорошо или плохо, сейчас не будем говорить, но это произошло. И теперь выслушивать всякие бредни по поводу того, что мы какие-то там пять километров кому-то должны, абсолютно недопустимо. … Пыталовский район Псковской области… От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район", - сообщил президент России в 2005 году.
В результате Договор о российско-эстонской государственной границе, подписанный в 2014 году, так и не был ратифицирован эстонской стороной.
В новой паспортной политике Таллин использует в качестве обоснования малочисленный народ сету, исторически проживающий в приграничных районах. Эта православная этническая группа, в отличие от большинства эстонцев-лютеран, всегда была культурно близка к русским. Однако теперь сету становятся разменной монетой в политической игре. Заявляя о "защите их прав", Эстония фактически ведет к разрыву культурных и родственных связей между представителями этого народа, проживающими по разные стороны границы.
Данные действия носят откровенно пропагандистский характер, поскольку прямое военное противостояние с Россией для Эстонии немыслимо. Однако последствия такой "бумажной войны" могут быть весьма реальными и болезненными для простых людей. Россия вправе не признавать паспорта с неверными данными о месте рождения, что создает риск отказа во въезде в РФ для их владельцев, многие из которых имеют родственников в Псковской области.
Таким образом, инициатива эстонских властей не имеет под собой юридических оснований и направлена на дальнейшую эскалацию напряженности. Используя исторические споры и манипулируя интересами малых народов, Таллин демонстрирует готовность жертвовать благополучием собственных граждан в угоду русофобской политике, что в конечном итоге наносит ущерб всем сторонам, включая самих эстонцев.