Знак обслуживания (ЗО) предназначен для индивидуализации услуг и помогает выделить конкретные предложения в сфере обслуживания. Юридические права в отношении знаков обслуживания и товарных знаков идентичны, но имеют незначительные отличительные особенности. Охрана прав владельцев знаков в полной мере осуществляется после прохождения государственной регистрации. В статье описаны основные положения о ЗО, в том числе правила использования и требования к правообладателю.
Понятие товарного знака и знака обслуживания
Товарный знак — это обозначение, присваиваемое товарам конкретного производителя, а знак обслуживания — это идентификатор услуг (работ). Уникальное обозначение в обоих случаях может выражаться в различной внешней форме. Принадлежать знак обслуживания и товарный знак могут юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, регламент использования отражен в ст. 1477 ГК РФ. В случае завершения предпринимательской деятельности происходит автоматическое прекращение функций ЗО.
Знаки необходимы каждой структуре и помогают развитию производства, при этом следует отметить:
-
отличия знака обслуживания и товарного знака: обозначения касаются услуг или товаров соответственно. В классификаторе МКТУ первые 34 класса относятся к товарам, 35-45 классы описывают услуги;
-
сходство знаков заключается в следующем: имеют сходный внешний вид, единую форму свидетельства, единые законы и требования к оформлению.
Говорить о существенной разнице между понятиями не приходится, эти правовые категории одинаково призваны защищать интересы правообладателя. Правовая охрана на государственном уровне в обоих случаях предоставляется после прохождения регистрации в Роспатенте.
После регистрации и получения свидетельства на ЗО, владелец имеет право разместить знак:
-
при выполнении работ и оказании услуг на обслуживаемых объектах;
-
в рекламе и объявлениях, на вывесках или в предложениях потенциальным клиентам;
- в интернете в доменных именах, других способах адресации.
Исключительное право позволяет владельцу ЗО оформлять договор отчуждения, лицензионное или концессионное соглашение.
Более подробно вопрос различия понятий рассмотрен в статье "Знак ослуживания и тованый знак: отличия и сходства".
Как проверить знак на возможность регистрации
Перед обращением к государственному регистратору необходимо проверить легитимность нового знака обслуживания. Поскольку процедура регистрации платная, то рекомендуется первоначально провести исследование характеристик ЗО на возможность отказа или возврата на доработку. Подавать заявку можно без ограничений количества обращений, но заплаченная пошлина не возвращается.
Что дает предварительная оценка охраноспособности выбранного обозначения:
-
соответствие ЗО указанным в заявке классам МКТУ;
-
поиск в реестре аналогичных ранее зарегистрированных знаков или похожих до степени смешения;
-
соблюдение формальных требований по заполнению документов и заявки на обслуживание;
-
проверка величины требуемой государственной пошлины для конкретного ЗО и др.
Для приема и прохождения процедуры с первого раза следует соблюсти правила заполнения и специальные требования, для чего нужен профильный юрист. Обратившись в компанию «Амигдала», вы сможете воспользоваться бесплатным сервисом проверки и получить квалифицированную консультацию специалистов. Поняв, в чем отличие знака обслуживания от товарного знака, можно приступать к подготовке заявки на оформление.
Процедура регистрации
Понятия товарного знака и знака обслуживания во многом идентичны, поэтому оформление в Роспатенте проходит по одинаковой схеме. В первую очередь заполняется стандартный бланк заявки, с примером которого можно ознакомиться на официальном сайте Роспатента. Обращение проходит две экспертных стадии: проверку формальную и по существу.
Регистрация проходит в несколько этапов:
-
прием заявки регистрирующим органом;
-
формальная экспертиза, то есть проверка комплектности и подлинности поданных сведений. Экспертное заключение предоставляется заявителю в срок 1 месяца, оповещение высылается с пометкой о переходе на следующий этап или аргументированном отказе;
-
экспертиза обозначения (по существу), где проверяется уникальность ЗО, законность внесения в реестр и другие специальные моменты. Проверка осуществляется в течение 1 года, в некоторых случаях пользоваться знаком можно с момента подачи заявления и прохождения формальной проверки;
-
непосредственно регистрация, то есть внесение записи в государственный реестр и выдача свидетельства соответствующего образца.
Что понимается под грамотно заполненной заявкой: обязательное исполнение ст. 1477 и 1483 ГК РФ, регламентирующих требования к ЗО. Приступая к оформлению свидетельства, рекомендуется обратиться к патентному поверенному, чтобы точно знать, что такое знак обслуживания, как его оформить и грамотно использовать в бизнесе.
Дополнительно:
Подробнее о этапах, ценах, сроках, размерах пошлин при регистрации товарного знака читайте на сайте компании Амигдала.