Аналитик объяснил, как пошагово провести анализ ассортимента

Концепция ABC-анализа

При масштабировании компании растёт и её ассортимент. В попытке попробовать что-то новое собственники часто перестают понимать, какие именно продукты приносят бизнесу основной доход.

Точно определить, какие товары наиболее важны для компании, помогает ABC-анализ. В этом материале аналитик сервиса «Финансист» рассказал, как правильно провести ассортиментный анализ шаг за шагом.

Концепция ABC-анализа

ABC-анализ — это метод, который помогает классифицировать продукцию по степени важности для организации. Для проведения ABC-анализа можно использовать:

  • бесплатные и простые инструменты, такие как Microsoft Excel или Google Sheets;
  • более комплексные, вроде Power BI;
  • платные и автоматизированные решения, например «1С: Управление торговлей».

Этапы ассортиментного анализа

Условно ассортиментный анализ можно разделить на четыре больших шага.

Шаг 1. Сбор данных

В самом начале в компании должны собрать информацию о продажах за определённый период: объемы продаж каждого товара, выручку, себестоимость проданной продукции.

Для примера представим кондитерскую Sweet and Happy, которая продаёт торты, конфеты и пирожные. Для проведения анализа руководство использовало данные за последние 2 месяца. Компания продала:

  • торты — 50 шт., 100 тысяч рублей выручки;
  • пирожные — 200 шт., 50 тысяч рублей выручки
  • конфеты — 500 шт., 25 тысяч рублей выручки.

Итого общая выручка со всех товаров за период составила 175 тысяч.

Шаг 2. Вычисление доли каждого товара в общей выручке

Второй шаг — это подсчёт процента, который каждый продукт даёт от общей выручки. Для этого вернёмся к примеру Sweet and Happy и посчитаем доли.

  • Торты: (100 000 / 175 000) * 100 = 57%

  • Пирожные: (50 000 / 175 000) * 100 = 29%

  • Конфеты: (25 000 / 175 000) * 100 = 14%

Шаг 3. Классификация товаров

На этом этапе в «Финансисте» рекомендуют разделить все товары на категории полезности и профита для бизнеса (от самого полезного к менее полезному) и дать им соответствующую букву — А, В и С. В случае с кондитерской товары распределятся по такой структуре:

  • торты попадут в категорию A — 20% товаров, приносящих 80% выручки;
  • пирожные отнесутся к товарам средней важности — 30% ассортимента, приносящие 15-20% выручки;
  • конфеты окажутся в C как остальные 50%, приносящие 5-10% выручки.

4. Анализ и выводы

В случае с кондитерской компанией анализ покажет такую градацию продуктов.

  • Категория A (торты) — это ключевые товары, которые приносят основную часть дохода, поэтому имеет смысл сосредоточиться на увеличении ассортимента, улучшении качества, расширении маркетинга и производства. Здесь можно экспериментировать с новыми вкусами и дизайном, чтобы увеличить долю рынка.

  • Категория B (пирожные) важна для стабильных продаж. Стоит подумать о повышении маржинальности, возможно, за счёт улучшения себестоимости или предложения премиум-продукции.

  • Категория C (конфеты) менее значима. Здесь стоит оптимизировать ассортимент, сократить затраты или минимизировать производство, чтобы освободить ресурсы для более рентабельных товаров.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Прочее

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Обширные отключения света запланированы на Сахалине 25 сентября
Обширные отключения света запланированы на Сахалине 25 сентября
На Сахалине 21-летней девушке грозит до пяти лет лишения свободы за фиктивный брак с иностранцем
На Сахалине 21-летней девушке грозит до пяти лет лишения свободы за фиктивный брак с иностранцем

Только главные новости!

Получай уведомления от Astv.ru о самых важных событиях.