Выпускник университета путей сообщения, обладатель диплома MBA создал инвестиционный холдинг, занимающий лидирующие позиции на российском рынке в технически и финансово емких сферах. Тайчер сумел продемонстрировать блестящие качества инвестора, антикризисного менеджера и финансиста.
Первые шаги в бизнесе
Алексей Тайчер — уроженец Петербурга из семьи железнодорожников. Он родился 20 января 1979 года. С юных лет проявлял талант в изучении точных наук и аттестат о среднем образовании получил как выпускник физико-математической гимназии. В 2000 году с красным дипломом окончил экономический факультет Петербургского государственного университета путей сообщения.
Карьера будущего владельца холдинга началась в 19 лет с должности помощника финансового директора группы компании «Евросиб». Именно здесь он на практике познакомился с особенностью многопрофильных структур и ведением смежных бизнесов.
В 2003 году Алексей Тайчер получает степень MBA в области финансов, отучившись в международном институте менеджмента Санкт-Петербурга (IMISP).
С позиции заместителя финансового директора «Евросиба» молодой управленец переходит на руководящую должность в одну из старейших российских транспортно-экспедиторских компаний — в концерн «Союзвнештранс», находившийся в те годы не в лучшем финансовом положении. В ведении Алексея как антикризисного управленца были проблемные активы. «Союзвнештранс», как и «Евросиб», представлял собой холдинг, оказывающий услуги по перевозке, таможенному оформлению, консалтингу в области логистики и внешнеэкономической деятельности. Полученный опыт в дальнейшем Алексей Роменович использовал в организации собственного бизнеса, также связанного с оказанием транспортных услуг.
Антикризисный менеджмент
В 2005 году Тайчера как успешного управленца в транспортной сфере приглашают на позицию советника первого вице-президента РЖД и привлекают к разработке рабочей модели грузовых железнодорожных перевозок и реформированию корпорации.
С 2007 по 2012 год в статусе первого заместителя генерального директора он занимается управлением и подготовкой к приватизации дочернего предприятия РЖД — ОАО «Первая грузовая компания». В октябре 2011 года 75% минус 2 акции компании были проданы за 125,5 млрд рублей, что по курсу на тот момент составляло около 4,2 млрд долларов. Продажа «Первой грузовой компании» в частные руки стала крупнейшей приватизационной сделкой в транспортной сфере России.
В очередной раз талант антикризисного менеджера в государственном секторе экономики Алексей Тайчер проявил в период руководства крупнейшим дочерним предприятием в структуре РЖД — АО «Федеральная грузовая компания». Он не только вывел компанию из кризиса, но и сделал лидером грузовых железнодорожных перевозок. Через три года с момента назначения Тайчера генеральным директором «Федеральная грузовая компания» стала самой прибыльной бизнес-единицей в структуре РЖД и выплатила 40 млрд рублей головной корпорации в качестве дивидендов.
Создание холдинга
Биография предпринимателя могла бы сложиться иначе, если бы Алексей Тайчер выбрал продолжение успешной карьеры в качестве топ-менеджера госкорпорации. Но именно частный бизнес еще со времен учебы в университете занимал его больше всего. В 2012 году Тайчер в партнерстве с Владимиром Евтушенковым (АФК «Система») становится совладельцем компании «СГ-Транс» — крупнейшего перевозчика сжиженного газа в России. Предприятие выкупили за 22,77 млрд рублей, предоставленных инвесторам в качестве кредита одним из ведущих российских банков.
Следующим крупным активом будущего холдинга стало ПАО «Трансфин-М», приобретенное в 2019 году. Финансирование сделки осуществлялось также за счет заемных средств. Компания, занимавшаяся финансами и лизингом, относилась к непрофильным активам негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» и подлежала продаже в соответствии с рекомендациями ЦБ РФ. Следует отметить, что на покупку «Трансфин-М» также претендовали известные в России бизнес-структуры, в числе которых были и банки с государственным участием. Но Тайчер и его партнеры предложили наиболее выгодные условия для НПФ “Благосостояние”, что позволило фонду пройти необходимые стресс-тесты.
Приобретенная компания стала ключевым предприятием группы ТФМ. В настоящее время «Трансфин-М» входит в число ведущих лизинговых российских компаний. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2020 года предприятие заняло шестое место по размеру лизингового портфеля, который превышает 140 млрд рублей. В его собственности находится 21 судно различного вида, класса и назначения, а также портовое оборудование, спецтехника и железнодорожные вагоны.
Группа ТФМ с приобретением «Трансфин-М» значительно усилила свои позиции на рынке железнодорожных перевозок, создав компанию «Атлант» — единого оператора железнодорожных вагонов. Общий парк «Атланта» составляет свыше 60 тысяч единиц подвижного состава различного типа.
Лидирующие позиции на рынке занимают и другие подразделения группы, включая «ТФМ-спецтехника» и «ТФМ-Восток». Эти компании занимаются лизингом горнодобывающего оборудования, а также оказывают услуги по обслуживанию открытых месторождений — от буровзрывных работ и содержания дорог до рекультивации территорий.
В настоящее время Тайчер Алексей Роменович владеет 75% акций группы ТФМ.
Семья и благотворительная деятельность
Алексей Тайчер женат, воспитывает четверых детей. Он приверженец активных видов спорта, в числе которых хоккей, горные лыжи, велосипед и парусный спорт. Личные предпочтения отчасти сыграли свою роль в том, что группа ТФМ оказывает поддержку Федерации горнолыжного спорта России, являясь титульным спонсором национальной сборной. Помимо этого, регулярно спонсируются и соревнования по велосипедному спорту, в том числе «Кубок наций по велоспорту на треке»
Тайчер уделяет большое внимание различным социальным проектам. В 2021 году предприниматель выступил в роли соучредителя фонда поддержки молодых художников. Регулярно оказывает адресную помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми заболеваниями.