Вулканолог Рафаэль Жарков

Вулканолог Рафаэль Жарков

Вулканологов называют особой кастой геологов. Рафаэль Жарков в свое время примкнул к ней совершенно случайно. В сахалинском университете он учился на географа и как-то узнал, что институт морской геологии и геофизики планирует экспедицию на Кунашир изучать палеоцунами. Нужны были рабочие, Рафаэль не упустил возможность окунуться в научный мир. Прошел собеседование и поехал. Копал, изучал, жил в Южно-Курильске. В соседнем же поселке остановились вулканологи.

- Я был так удивлен, что у нас на Сахалине есть вулканологи! И уже так заинтересовался – что же это за вулканологи, чем они занимаются конкретно, сколько их? Вот тогда мы познакомились и я, можно сказать, предал идеалы цунами, пришел к вулканологам. На следующий год, в 2002-м, будучи еще студентом, я уже был сотрудником вулканологии и вулканоопасности и участвовал в экспедиции уже как вулканолог, – говорит специалист.

На следующий год, получив небольшой грант, Рафаэль организовал уже свою экспедицию и впервые отправился на Итуруп. Дивный курильский остров славится уникальными горячими источниками. А Рафаэль к тому времени вплотную занялся изучением термальных вод.

Сегодня Рафаэль Жарков – ведущий научный сотрудник лаборатории вулканологии и вулканоопасности ИМГиГ ДВО РАН. За плечами уже множество поездок не только к архипелагу – а 3 года назад сахалинским ученым удалось пройти все острова Курильской гряды, – но также на Камчатку и соседний Хоккайдо, Рафаэль говорит, что иной раз срабатывает какая-то интуиция. Там же, на Итурупе, в 12-м году команда ИМГиГ проводила исследования на вулкане Баранского. В поле зрения, в 12-ти километрах, находился Иван Грозный. Там начиналась активизация, но произойдет ли извержение, было непонятно.

- Каким-то непостижимым чувством я понял, что сейчас, днем, начнется извержение, первый выброс вулкана. Там был тяжелый день, непогода. Часть нашей экспедиции пошла отдыхать, а я сел на камень и стал смотреть на вулкан Иван Грозный и ждать его извержения. И буквально через полчаса оно началось, – делится мужчина.

Вулканические процессы происходят миллионы лет. Перед учеными стоит хоть и неприметная, но по большому счету очень важная задача – изучать их. Потому что вулкан штука хоть и красивая, но опасная для людей – с полноправным влиянием на климат, экологию, эволюцию животных, да и вообще, на жизнь на планете.

Профессия Рафаэля пропитана не только романтикой, но и риском. На курильских вулканах, в отличие от камчатских или японских, нет системы наблюдения в реальном времени. Это означает, что идти иногда приходится практически вслепую.

- Ты не можешь знать, что будет в этот день. Может быть, произойдет извержение и вся группа будет погребена под продуктами этого извержения, – поясняет он. – Наши коллеги в 2015 году на вулкан Cноу поднимались, тоже попадали под такие пепловые и шлаковые выбросы. Даже прятались от небольших бомб. Но ты идешь туда сознательно, понимая, что это твоя работа.

В музее Института морской геологии и геофизики сегодня хранятся примеры вулканических бомб весом во многие килограммы. От многих никакая каска не спасет, что уж говорить о тех, которые своим размером напоминают настоящие авиационные боеприпасы.

На вопрос, изменила ли профессия характер Рафаэля, он отвечает – да. На многие вещи в жизни после очередной экспедиции начинаешь смотреть проще.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: ИА АСТВ, 5 марта 2018, в 12:55 +5
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Заведующая отделом Сахалинского областного краеведческого музея Татьяна Чайченко
Заведующая отделом Сахалинского областного краеведческого музея Татьяна Чайченко
Эколог Питер Ван Дер Вольф
Эколог Питер Ван Дер Вольф