Мария Денисенко, ведущая "Нашего дня" - о профессии журналиста и своих коллегах
Обычно, интервью берут журналисты. А сегодня наоборот — я взял интервью у журналиста. Этим летом в рамках своего блог-проекта «АСТВ моими глазами…» мне удалось пообщаться с Марией Денисенко — очаровательной ведущей и редактором программы «Наш день». Наша беседа длилась всего 15 минут — времени было мало, а узнать хотелось так много.
— Сколько лет вы работаете на АСТВ и как вы сюда пришли?
— На АСТВ я уже тринадцать лет, но получилось все, как у большинства людей в этой профессии, случайно. По образованию я филолог. И одно время я занималась техническими переводами с английского на русский.
— То есть о профессии журналиста даже и не думали?
— Нет, конечно. Однажды я встретила однокурсницу, Галю Ким, которая, кстати, сейчас работает на ОТВ. Она мне сказала, что в телекомпанию «Восток России» требуется корреспондент — надо было бегать с микрофоном по улице и опрашивать людей на разные темы.
— Вы, конечно же, согласились?
— Да. Но проработала там года полтора — потом решила с этим завязать навсегда. Но не тут-то было. Через некоторое время мой приятель Коля Петров сообщает, что на АСТВ срочно требуется журналист. «Приходи к Юлии Вятржик, она тебе все расскажет, - говорит он мне». И вот я пришла сюда 6 июня в 2002 году и до сих пор здесь работаю.
— Первый сюжет помните?
— (смеется) Помню. У нас один из ЖЭКов решил сэкономить на краске и сократил названия улиц. И на домах было написано не «улица Поповича», а «улица Поп-а». То есть были дома «Попа, 75», «Попа, 78». Ну и потом как-то слово за слово, второй сюжет, третий… И я осталась.
— А редактором как стали?
—На 35-м канале (РЕН) появилась программа «Полный подъем», и меня назначили выпускающим редактором утренних новостей. Тогда же на АСТВ пришел Лёша Трилицкий, и вот мы с ним вместе работали. Потом новостей стало больше, и был придуман АСТВ-информ. Там было и радио, и лента, которую мы отсылали в другие источники, и «Точка отсчета»… И меня назначили выпускающим. Поработав немного, я родила ребеночка, потом снова вернулась — на ту же должность. Руководство к тому времени снова стали менять все местами, и нас с Лёшей уже вдвоем назначили выпускающими редакторами. Я снова ушла в декрет. И пока я была во втором декрете, на АСТВ произошла очередная перетрубация – Трилицкого назначили шеф редактором, а я была его помощником.
— Уффф… Как все сложно. Но в 2007 году я помню вы сидели в редакции «Утра с АСТВ»…
— А! Да! Я же была еще редактором «Утра…» Да я тут всем была. И новости на радио делала, и «Точку отсчета» редактировала… Всего понемногу. Единственное, что я на вахте не сидела. Вообще, вся моя сознательная жизнь прошла тут на АСТВ. Я тут нашла мужа, мы с ним поженились. Двое детей тут родилось…
— А как вы стали ведущей, помните?
— Первый раз я вела не новости. Была такая программа «Десерт». Делал ее Сергей Шумилов, он же ее и вел. И что-то как-то Сережа то ли заболел, то ли что-то с ним случилось, вызвали меня и сказали, что «сегодня «Десерт» вести буду я». Мне пришлось согласиться. Волновалась ужасно, трясло не по-детски. Хотя это был не прямой эфир. И вот так я стала ведущей. Потом мне несколько раз доверяли вести «Полный подъем». Ну а затем я села в студию «Нашего дня». Если я не ошибаюсь, это было в 2005 году.
— Сразу в прямой?
— Да, раньше прямые эфиры были каждый день.
— А почему сейчас «Наш день» в основном в записи, а не в прямом эфире?
— Понимаешь, необходимости в проведении прямого эфира нет. Если к половине шестого вечера выпуск полностью готов, собран, то зачем сидеть и ждать 19:30? Это лишняя трата ресурсов по большому счету. Поэтому мы записываем выпуск в 17:30, расходимся по домам, а в 19:30 он выходит на ТВ. А бывает такое, что мы сидим вечером и ждем развития какой-то ситуации. Например, аварийная посадка самолета. Мы что-то по этому событию находим, операторы и корреспонденты едут в аэропорт, делают подсъемку, опрашивают очевидцев и тд. Тогда приходится выходить в прямой эфир.
— Вы сейчас ездите на съемки, делаете сюжеты?
— Бывает, везет. Я люблю это дело, без этого не могу.
— А кто распределяет журналистов на день? Кто им дает задание?
— Я, естественно.
— Ну так вы можете и себе подкинуть сюжетик…
— Нет, смотри. У нас оплата труда сдельная — то есть сколько журналист сделал, столько и получил. В первую очередь я должна нагрузить работой корреспондентов, а уж потом… Если некому ехать на сюжет, еду сама.
— Какими качествами должен обладать журналист?
— Борзостью и интересом. Это самое главное. Человек может быть безумно грамотным, писать великолепные тексты, но если он не чувствует сцепки, если у него нет желания выстрелить… У нас есть люди, которые пишут очень хорошо. Правда, делают много ошибок, но это неважно — на то мы и редакторы, что сидим тут в кабинете и правим. Тут окончание подправим, стилистику немножечко поменяем… А все потому что материал хороший. На «Снобе» как-то попалась колонка с таким текстом: «Самые бесполезные на свете журналисты — это выпускники журфака МГУ. Они ничего не умеют». А ведь правда — все известные журналисты, с именами которые, они не учились на журналиста, они все пришли из другой профессии. И на уровне регионального телевидения происходит то же самое.
— Получается, если человек никогда не работавший в СМИ и тем более не учившийся на журналиста, может им спокойно стать?
— Главное желание и талант. Согласись, не каждый же может стать актером, даже если у него есть огромное желание? Здесь та же самая история. Это же творческая профессия. С одной стороны, это техническая работа, потому что нужно уметь работать с источниками, с людьми, ориентироваться в ситуации. Журналист должен разбираться во всем по чуть-чуть: и в рыбалке, и в финансах, политике.
— Но мне все-таки интересно смотреть сюжет журналиста, который конкретно в какой-то сфере разбирается. Например, в искусстве. Существуют же обозреватели, которые пишут только о политике, о космосе, спорте…
— У нас есть узконаправленные люди. Например, Млад — наш «старший криминалист». Есть Никита — его я, например, в детский садик не отправлю. Он занимается «ковыряльным делом», серьезным. Он может просидеть в кабинете до половины первого, поднять кучу источников, и выдать такой шедевр. Но есть и универсалы, вроде нашей Ниночки. Она может все. Куда ее не отправь, она тебе из любой точки привезет хороший материал.
— У вас большая база источников?
— Конечно. Это все накапливается. С одним человеком мы раньше, лет двенадцать назад где-то пересекались, общались, обменялись номерами. А теперь он большой начальник и может выдать мне какую-то нужную и ценную для меня информацию. В нашей работе многое построено на личном. И как правило в профессии журналиста не приживаются те, кто не умеет общаться с людьми. Нужно уметь расположить к себе человека, даже если ты напишешь про него «какашку». Но только потом ты должен обосновать, почему так написал о человеке.
— Новости бывают всегда?
— Бывают такие дни, что приходится высасывать из пальца. Особенно летом. Ну реально нечего показывать, ничего не происходит. Сидишь и думаешь: «А хоть бы сейчас случилось это, или это…» Есть три самые циничные профессии: менты, врачи и журналисты. А еще есть такое понятие как профессиональная деформация - меня уже никак не напугаешь трупом, хотя по началу это было страшно. А вот все что касается детей — я же мама — меня трясет, я начинаю истерить, когда читаю о том как они страдают.
— А что испытывает ведущий в студии, когда читает что-то такое тяжелое? Например, о смерти детей… В жизни бы вы расплакались, а перед камерой?
— Я передатчик — передаю людям информацию. Поэтому я сдерживаю себя. Опыт, Серёж. Только опыт. На мне как на ведущей большая ответственность — на меня же смотрят люди. И я не имею права показать какие-то личные эмоции.
Беседовал Сергей Омшенецкий
Фото автора
Другие посты по теме:
АСТВ моими глазами: Ньюсрум
АСТВ моими глазами: радио
АСТВ моими глазами: газета "Телемир"
+7-962-125-15-15
У вас тож надо взять интервью как нить
Побольше бы таких.
Читал на одном дыхании.