Камчатка - мечта! Часть 3

1 часть - https://astv.ru/club/blog/proturizm/gp3PdAmQm0GWgT1UQkHQOQ

2 часть - https://astv.ru/club/blog/proturizm/1rbi2pU9K0-d1UNNnVQrBw

День седьмой: «Лагерь подъем!»

Господи, как же хочется спать дальше в этом уютном домике, который стал для нас действительно родным. Эта мысль, крепко уцепившись ногами и руками в моей голове, ни как ее не покидала. Но маршрут есть маршрут, надо двигаться далее. Высунув нос на улицу, стало понятно, что солнца в этот день нам не видать. Немного лениво накрапывал дождь. Что ж, стали собираться, а заодно сборы изрядно повеселили наших друзей из далекой Австрии. Дело в том, что Миша обмотал свои ботинки полиэтиленом, и скотчем, ну дабы они продержались немного дольше в этой нелегкой войне с влагой, но больше ради  шутки конечно. Когда он закончил, к нам подошел Австриец и с удивлением говорил: «Оооо, Рашин шуууз, гуд, гуд». Потом он перевел взгляд на мои ноги, я стоял в разорванных «Рибоках» на мокрой траве. Австриец заботливо предупредил меня, что они скоро промокнут, я его поблагодарил, не став говорить, что они уже мокрые.

Сделав общее фото, мы выдвинулись на встречу с Толбачиком. Завтра мы должны совершить восхождение, но погода еще трепала нам нервы. Наши руководители в сомнениях, двигаться ли завтра к вершине. Все очень переживают. По пути, до станции «Клешня», где мы должны ночевать, мы посещаем несколько водопадов и лавовые поля. Водопады нашли быстро, прогулялись по проторенной дорожке, которую веками прокладывала вода.

Дождь пока нас не застал и мы уверенно брали еще один перевал, который не был указан ни в одном источнике, однако, ощутили мы его сразу. За перевалом нас ожидала более-менее значимая, первая встреча с лавовым потоком.

Мощное сооружение, острое как бритва, высокое, местами напоминает дорогу, аккуратно заасфальтированную природным асфальтоукладчиком. Естественно, все сразу добавили лишние килограммы своим рюкзакам, насобирав трофейной лавы. Вскоре мы вышли на перекресток, одна дорога вела к «Клешне», вторая на Толбачик, его не было видно – туман, сердце немного сжималось от мысли, что цель может быть не достигнута.

Проходя по черному, острому, асфальту, думаешь: «Главное, не упасть», а то потом бинтов не хватит, чтобы залатать все порезы. На этом перекрестке лавовое поле начало «дышать», в некоторых местах можно было жарить сосиски. Из под земли веяло пламенем и горячим воздухом. Конечно, нужно общее фото, покидали рюкзаки, построились! При построении красивых гримас, мной был замечен весьма интересный природный процесс. Выяснилось, что при соприкосновении походного рюкзака с лавой вулкана, первый начинает дымиться, а потом гореть. Именно так мы чуть не лишились  рюкзака Димы, спасти успели, но все же немного прожгли.

Через часа 2 мы прибыли в «Клешню», это традиционный старт маршрута, но он не был для нас ни стартом, ни финишем, просто промежуточная точка, которая приютила нас на 2 ночи. К слову говоря, на этой станции находятся большие палатки, которые принадлежат различным турфирмам, однако, если там ни кого нет, то вы можете ими воспользоваться, что мы и сделали. Рядом с нами было еще несколько палаток, ходили люди, чувствовалось, что приближался конец нашего первого отрезка.

Очередное вечернее собрание. На повестке главный вопрос – быть ли восхождению? Пока не ясно, мы спрашивали у всех проходящих, приезжающих, сидящих, убегающих, что будет завтра с погодой? Все как один пожимали плечами, кто-то утверждал, что все будет хорошо, в это старались верить и мы. Легли спать!

День восьмой!

В этот день ни кто не кричал: «Лагерь подъем». Ни кто не тревожил мой сон. Потому что именно в этот день я был тем человеком, который портил утро остальным. Я – дежурный! Звучит гордо и ответственно, особенно в такой важный день, как день восхождения. Я проснулся около 5 утра, не знаю почему, но сон растворился. Я позанимался своими делами, вскоре разбудил Мидю, которая дежурила со мной. На небе тучи, изредка моя кожа ощущала удар холодной капли. Все шло не по нашему плану, но я верил до последнего, что все наладится. Это утро началось с «радио». Я был в роли ведущего утренних новостей. Сев на пенек, я рассказывал, что нас ожидает сегодня, какая погода и, конечно же, гороскоп. Надеялся, что хоть немного поднял настроение товарищам. Однако, забарабанивший дождь по палаткам тут же его испортил. Лагерь очень медленно зашевелился, засобирался, засуетился.

После завтрака, по средствам облизанного пальца поднятого вверх, была определена погода на день и вынесен вердикт, восхождению – БЫТЬ! Новость хороша! Быстро собираемся, наверно наши громкие разговоры и смех разбудил рядом стоящие палатки. Еще мы собрались в круг, сложили руки и, прокричав невнятные фразы, выдвинулись в путь. Пейзаж радовал восходными композициями. В округе все говорило о том, что нам обязательно должно повезти. Толбачик открылся нашим взглядам буквально через час.

Когда мы начинали путь к вершине вулкана, он показался нам очень близким и легким объектом, на деле оказалось по-другому. Восхождение было весьма комфортным, тут множество положительных сторон: нет растительности, четкая протоптанная тропа, видно куда идти, пепел мягкий и т.д. Конечно, минусы есть, но они не значительны. Мы стремительно двигались к цели, прекрасно понимали, что сегодняшний день по километражу будет явно на первом месте в нашем ТОПе. Шел уже 5 час нашего восхождения, позади отлично видны конусы  БТТИ (Большого Трещинного Толбачинского Извержения). На самом деле Толбачик один из самых изученных вулканов, это все благодаря извержениям в 1975-76 г.г.

Дождя нет, солнце жарит, тут не понять этих людей, то дождь – холодно, то солнце – жарко. В определенный момент мозг отключается и у тебя в голове крутится только одна мысль – идти, слизывая языком соленый пот с губ. С этой мыслью я переваливал уступ и увидел кратер. Он огромный, прям очень большой. Такое зрелище внушает, рядом красуется Острый Толбачик, ветер звенит в ушах, небо чистое, но только над тобой. Это все переворачивает сознание, глаза пытаются вцепиться  в каждый камушек, в каждую линию.  Но это еще не все, это лишь кратер, но не вершина. Ждем всю банду, ведь кому-то восхождение дается не совсем легко… Многие жалуются на пульсирующую кровь в висках, болят головы. Конечно, высота не 12-ти этажки, терпим…

Возле кратера перекус из сушеной колбасы и походного торта (сгущенка с перемолотым печеньем и сухофруктами). Нужно двигаться дальше, торопимся, приближается облачность и делает это стремительно. Процент снега возрос на глазах, температуры соответствующие. На относительно опасном участке страхуем друг друга, преодолев его, попадаешь на огромное плато, вдалеке видна вершинка, нам к ней.

Фото: Александр Сергеевич

Добравшись до нее, уши ласкает крик победы и радости. Мы сделали это!!! Погода не подвела, команда выстояла, и как мы себя называли – веник, не сломался. Мы долго радовались, зажгли фальшфейер, просто глядели вдаль, сидели и молча смотрели. Высота поддалась, но надо спускаться, спасибо Толбачик, спасибо, что позволил нам взойти.

Фото: Артем Милейкин

Через несколько часов мы были в лагере, ноги гудели от 31 км пути по перепадам высот и пеплу. Закат проводил Толбачик и нас в темную ночь. За погоду в остальные дни уже ни кто не переживал. Доброй ночи, лагерь!

День девятый: «Лагерь подъем!!!»

Привычное утро для меня, кто-то будит, ты встаешь. На циферблате семь утра, а солнце уже высоко. Время для завтрака и сворачивания лагеря. Сегодня идем до стоянки «Вертолет», по пути заходим на Северные прорывы БТТИ. После вчерашнего дня выползаешь из палатки как человек в преклонном возрасте, лет так за 85.

Картина в лагере вполне привычная, кто-то прыгает на рюкзаке пытаясь вместить невмещаемое, кто-то заматывает ноги очередным слоем пластыря, кто-то гипнотизирует разложенные в очередной раз вещи… В общем, картина маслом да и только. Все чаще стали проскакивать разговоры про еду, баню, кровать, да, видно, группа немного устала, но жаловаться рано.

Фото: Артем Милейкин

Как по часам наша группа вновь отправилась в путь, навстречу новым приключениям. Перед нами встает лишь одна проблема – все, кто приходит со стоянки «Вертолет» говорят, что там нет воды. Именно с этого момента дает старт импровизированная передача, которую мы снимали на телефоны, нарекли мы ее – «Нешутевые заметки».

К обеду мы подошли к северным прорывам, посетили еще один кратер, посмотрели на выбросы, которые гудели тут в 2013 году. Мы шли по слою пепла, который достигал от 2 до 33 метров. В голове не укладываются масштабы, цифры, выбросы, пепел. Как тут все было до… Серое вещество бурлит и действительно принимает во внимание силу природы. Это мощь, которую надо уважать, ценить и оберегать. У подножия конусов стоит памятник. Его сотворила все та же матушка, скульптор замечательный, вулканическая бомба нереальных размеров, с маленькой табличкой, посвященной всем вулканологам, которые ушли из жизни.

Со склонов кратера мы увидели стоянку, там кто-то уже разбил лагерь. Через несколько часов мы прибыли на «Вертолет». Почему такое название? Вскоре мы узнали, что в 70-х, когда бушевало извержение, на этом месте потерпел крушение вертолет, о чем свидетельствует оставшийся от него хвост. В том крушении жертв не было, все остались живы.

Фото: Александр Сергеевич

Рядом расположился лагерь вулканологов, которые сказали: «Здесь воды нет!» Что ж, прискорбно, мы уселись всем лагерем. Посчитали, что для существования, для приготовления пищи и т.д. нужно около 120 л. воды. В данный момент у нас было около 15 литров, очень уж скудные запасы. Посовещались, решили попросить вулканологов добросить на вахтовке до ближайшего ручья. По картам, он будет ближе к Южным Прорывам. Мы уже даже загрузились в Нефаз с ёмкостями, которые только смогли найти. Но пролетавший мимо джип, оповестил нам, что там тоже нет источников.  Солнце садилось за горизонт, но жара стояла невыносимая. Все хотели пить.

Немного позже мы вспомнили, что примерно в 2-х км от лагеря мы проходили место, где явно прослеживались залежи снега под слоем пепла – ледник! Вспомнив про это, мы попросили вулканолога добросить до него. Через несколько минут мы уже шли к своей цели. Вооруженные кружками, бутылками, вкладышами, досками и пилами мы открыли в себе новую профессию – вододобытчик.

Забавно наблюдать, как 4 мужика в 30 градусов жары, в июле, ковыряются в снегу, цедят воду. Через 30 минут мы набрали кружечками нужную нам цифру воды, сгрузили все бутылки в рюкзак, 5-тилитровки в руки. Этого нам показалось мало, мы решили перестраховаться, напилили льда и положили его во вкладыши, чтобы тот подтаял.

Фото: Александр Сергеевич

Таким образом, мы обеспечили себя водой на целых 2 дня. Единственной проблемой, было эту воду притащить в лагерь, но мы справились.

Фото: Артем Милейкин (Хотя сам он на фото :))

После ужина нас ждала экскурсия в мертвый лес. Там мы вдоволь насмотрелись на последствия природного апокалипсиса. Закрученные жаром, высушенные деревья показали, что творилось тут несколько десятков лет назад. Мертвый лес является памятником природы, ломать деревья запрещено, а вот собирать упавшие ветки ни кто не запрещал. Так мы и сделали, обеспечив себя впервые нормальным вечерним костром. Под треск веток засыпалось в 2 раза быстрее.

День десятый: «Лагерь подъем!!!»

Все мы проснулись с мыслью, что этот день будет одним из самых простых на нашем маршруте. Впереди радиальный выход, налегке, километраж слегка переваливал за 18 км. Это утро было немного грустным, мы понимали, что завтра мы должны оказаться в Козыревске, что завтра закончится наш маршрут. Но впереди еще много интересного. План: пещера в кратере «Звезда», еще около 3-х пещер по пути, дом вулканологов, Южные Прорывы.

Все просто и понятно как 2*2. Когда мы спрашивали про воду в этих районах, нам говорили, что где-то есть таинственная пещера, в которой есть вода, но найти ее очень сложно. Мы все же надеялись ее найти, ведь вода стала действительно очень дорогим продуктом на этом отрезке.

Очередной день похода, перед глазами только дорога и непонимание того, куда ты идешь. Путь в неизвестность, который всегда тянет, манит… Добраться до кратера «Звезда» с его пещерой нам не составило ни какого труда. Буквально через час мы уже забирались в прохладное отверстие в лаве. Очень опасное место: по всему периметру тебя окружают острые лавовые углы, бритвы, лезвия, темнота, холод. Но неимоверный интерес не дает покоя. Мы облазили пещеру вдоль и поперек, дошли до ее конца, как оказалось, она весьма маленькая. Вскоре мы покинули первую пещеру.

Дальнейший путь пролегал по пустыне, солнце стало жарить с неимоверной силой. Может нам так казалось, но наверно это был самый жаркий день за весь поход. Если говорить про нехватку воды, то этот день, вопреки нашим утренним мыслям, превращался в самый сложный отрезок. Путь был долгим, из разнообразия на маршруте, мы встретили следы лося, говорят, что он может быть опаснее медведя, поэтому идем настороженно.

Время близится к обеду, хочется отдохнуть, натыкаемся на дом вулканологов. Ну как дом, заброшенный сарай, в котором давно не было человеческой расы. Но один плюс в этом сооружении наблюдался, тут неплохо взяла связь, и мы смогли связаться со своими родными и близкими. Небольшой привал окончен, двигаемся далее.

Фото: Александр Сергеевич

Через очередной час, мы наткнулись на свалку пластов лавы, таких свалок на всем маршруте тысячи, но именно эта почему-то привлекла внимание. Заглянув в небольшое отверстие, мы спустились в громадную пещеру, в которой находился тот самый источник воды, про который нам рассказывали. Стадо на водопое – именно так нас можно было назвать в момент поглощения живительной влаги.

Фото: Артем Милейкин

Тут решили и отобедать. Перекусив и наполнив емкости драгоценной водой, мы полезли еще в одну пещеру, которая была очень близко. Там мы пробыли долгое время, ведь она оказалась достаточно большого размера. По традиции зажгли фальшфейер, прогулялись, посшибали головы, попорезали коленки и ладони, в общем, налазились  вдоволь.

Вскоре нами была найдена еще одна пещера со странной пристройкой. Как оказалось, это вулканологи изучали движение плит и т.д. Когда мы окончательно выбрались на поверхность, встал вопрос, идти ли на кратер Южных Прорывов? До них рукой подать, но желающих не было, как я и говорил, очередной кратер, они все похожи, да и силы на исходе были. Стали возвращаться, это был самый долгий и изнуряющий путь, солнце выжимало последние градусы жары со всей силы. Спасались как могли: то футболку повяжем, то хопу прикрутим к голове. Так и шли, шли долго, шли до очередного ледника, который мы приметили уже опытным взглядом по пути на Южные прорывы. Подойдя к леднику, нас ждало разочарование, воды в нем не было, был просто снег… Что ж, это не проблема, мы разделись и пообтёрлись   снегом, натолкали его в бутылки и двинулись дальше.

К закату мы добрались до лагеря. Измученные, сгоревшие до состояния корочки и ярко-алой кожи. Нас ждала крайняя ночь на этом маршруте. Вечером к нам пришли вулканологи, они рассказывали про вулкан, про извержения, рассказали свои жизненные истории. Было очень интересно и на самом деле познавательно, нам повезло, повезло в очередной раз.

День одиннадцатый: «Лагерь подъем!!!»

В это утро мы договорились с вулканологами, что они добросят наши вещи до места, откуда нас должен забрать 66 ГАЗ. Время выброски ориентировочно в 15:00, вулканологи могут добросить только в 7 утра. Ну а что делать, в 7 утра мы стояли готовые, закинули в Нефаз свои рюкзаки. Проблема с водой еще актуальна, поэтому в 4-ом мы отправились на ледник наполнять тару. Остальная группа налегке вышла вперед. Придя утром на ледник, воды почти не оказалось, лед еще не успел нагреться и начать таять. Цедить воду предстояло долго, но мы, не спеша стали наливать. Примерно через час мы смогли набрать около 20-ти литров воды.  Собрались в путь и тут мы увидели проезжающий мимо Нефаз, который отвозил наши вещи.

Наверно уже забросил рюкзаки и едет домой: «Подумали мы». Потом он стал поворачивать в нашу сторону, конечно, мысль, что он едет за нами промелькнула в голове, но быстро исчезла. Мы замерли с бутылями воды в руках, Нефаз двигался в нашем направлении. Вскоре он заморгал нам фарами, мы были рады, но не понимали, что происходит. Вахтовка остановилась возле нас, открылась дверь и наши товарищи, смеясь, предложили нам залезть внутрь. Оказалось, водитель был весьма учтив и предложил свою помощь, спасибо ему огромное. Он доставил нас на место встречи с 66 ГАЗом. Нас выкинули в центре черной пустыни, где нет ни воды, ни дерева с тенью. Тень создали тентом, который недавно нас спасал от дождя на Толуде. 5 часов ожидания мы скрасили игрой в карты и сном под навесом. Вскоре появился силуэт большого автомобиля, зашумел вдалеке двигатель, пыль стола столбом. Упаковали вещи мы быстро, запрыгнули в кунг и двинулись домой. Было немного грустно, эта земля нас прожгла и испытала в прямом смысле этого слова. Она сплотила нас и показала кто мы на самом деле. Спасибо тебе, Толбачик, спасибо за все.

Фото: Артем Милейкин

Духота внутри вахтовки перемешанная с выхлопами дизеля и гулом пробитого глушителя не доставила много комфорта. Проехав приличное расстояние по закатной Камчатке мы уткнулись в последнее испытание. «Это игра природы с нами» - подумал я, стоя на берегу все той же «Студеной».

Река вновь приветствовала нас бурным грязевым потоком. 66 сделал несколько тестовых попыток переехать реку. Веселый водитель рассказывал красочные истории про перевернутую вахтовку и цеплял на трос УАЗ. Переплыли благополучно, бедный Уазик швыряло и поднимало потоком, но мы справились. Через несколько часов мы прибыли в Козыревск, где нас ожидала баня, отдых, нормальный душ, еда. Но каждый из нас, выходя на улицу, опрокидывал взор на дымящуюся Ключевскую и монолитный Толбачик. На этом закончился наш первый маршрут, но впереди было еще много приключений!