Экспедиция на Шантарские острова. Туда и обратно

«Катамараны, о-о!

Шантары, о-о-о!

Вперед к мечте мы идем,

И солнце освещает нам путь»

(вольная импровизация D. Modugno - Voltare)

Путь на север

Утро, солнце бесцеремонно врывается в комнату, заставляя проснуться. И в это время прошибает холодный пот, в голове мысль: «Проспал!» Так для меня началась экспедиция на Шантарские острова, место о котором, до сих пор можно было только мечтать. Если бы меня спросили, что знаю о Шантарах, мало что смог бы тогда ответить.

Находятся они к западу от Охи и маршрут пролегает по морю, где будет холодно и мокро. Поэтому предусмотрительно запасся теплыми вещами и, как оказалось, не зря. На мое счастье товарищи меня не забыли, и наша команда с многочисленным скарбом выехала из Южно-Сахалинска. Четыре дня заняли дорога до села Некрасовка и сбор двух парусных катамарана. Наконец мы отчаливаем лот берега.

Пересекая пролив, практически целые сутки проводим в открытом море и оказываемся на материковой стороне, на мысе Литке. Этот переход оставил самые яркие впечатления. Открываешь среди ночи глаза, а над головой – звезды и луна освещают тебе путь. Чувствуешь себя первооткрывателем. Колыбелью нам служит палуба катамарана, а подушками – надувные баллоны. Волны неспешно раскачивают судно и дарят спокойный сон.

Держим путь на север, туда, где льды сходят лишь к середине июля, туда, где проверяется стойкость и непоколебимость перед прихотями природы.

Догонялки с косатками

Каждый вечер мы останавливаемся на материковом берегу, пришвартовываем веревками суда, разбиваем лагерь. Природа не дает соскучиться, несколько дней проходят в авральном режиме, когда просыпаешься и понимаешь – что-то случилось. Однажды коварное море хотело угнать наши корабли. В другой раз, повеселившись на волнах, мы едва не остались без запасов соли.

Мыс Литке, бухта возле мыса Врангеля, протока озера Мухтель, остров Рейнеке – эти места навсегда останутся в наших сердцах. Береговая линия Хабаровского края поражает неприступными скалами, похожими на древние бастионы, застывшие великаны за высокими стенами охраняют берег. Рейнеке предстал подобно спящему дракону, ожидающему своего времени. Мимо нас с дикой скоростью пролетают похожие друг на друга птицы, топорки и ипатки. Некоторые из них при приближении ныряют в воду, чтобы через несколько секунд появиться метрах в десяти. Белоплечие орланы провожают нас, гордо паря высоко-высоко в небе. Любопытные косатки, где в одиночку, где семьями, играют с нами в догонялки. По берегам, в поисках пропитания неспешно ходят медведи, практически не проявляя интереса к нам.

Учимся слаженно взаимодействовать на катамаране, по команде капитана поднимаем грот и стаксель, рифим паруса, изучаем разнообразные узлы для закрепления веревок. Набираемся опыта, вступаем на тропу морских волков.

Идет восьмой или девятый день нашего путешествия, когда узкой полосой показывается берег Большого Шантара. Подернутый туманом, словно не желая сразу открывать все свои секреты, он приближается. Начинает мелко капать дождик. Ну что ж, нам не привыкать. В устье реки Большой Анаур причаливаем к берегу, где встречаем рыбаков, любезно угостивших нас рыбой. Рыбалка в тех местах даже для меня, человека далекого от нее, начинает казаться увлекательным делом. Только успевай закидывать удочку. Ленок, голец, кунджа, горбуша – под разными соусами, пареные, вареные, копченые, жареные и в виде котлет – делали меню очень разнообразным.

Туманные цепочки ДНК

На следующий день погода ухудшается, прогноз неутешительный, в море выходить опасно. И мы пережидаем ненастье в бухте, изучаем окрестности, благо неподалеку есть живописный мыс Улой. Приходя на него, каждый раз открываешь что-то новенькое. Несколько раз неподалеку от берега семья из четырех косаток устраивает нам представление, грациозно проплывая мимо нас. Плавник самца метра в полтора-два гордо возвышается над водой. В нашей команде – два научных сотрудника, цель которых изучить биоразнообразие Шантарских островов. В эти и последующие дни были взяты образцы тканей различных животных для генетических исследований, описаны несколько семей китообразных.

Попав на Шантары, мы потеряли счет дням. С Большого Шантара мы плавно перемещаемся на остров Феклистова, второй по величине в Шантарском архипелаге, одной из главных достопримечательностей коего является остров Арка, расположившийся рядом. С определенного ракурса он напоминает всплывающую подводную лодку. На нем находится скала, с выдолбленным ветрами и водой проходом. Высокая арка поражает своим гигантским масштабом. А окутывающие острова туманы столь прекрасны, сколь и разнообразны по своему строению: нитевидные, закручивающиеся в спираль, подобную структуре ДНК.

Совместно с биологами продолжаем изучение морских млекопитающих. Косатки, белухи, гренландские киты, лахтаки (морские зайцы) и сивучи встречаются на нашем пути. И не успеваем оглянуться, как уже пора возвращаться домой.

Песок превратился в кремень

На обратном пути снова появляется испепеляющее солнце. К этому времени мы уже слегка утомлены холодом, и наконец можем согреться. Вновь наш путь лежит мимо Рейнеке, заглядываем в его многочисленные бухточки, на лодке преодолеваем узкий проход, и высокие колонны скал радуют глаз.

Четкий след в памяти оставляет день отплытия, мы говорим Шантарам «До свидания», но не прощаемся навсегда. В воздухе плюс шесть, температура воды – плюс два, таким было Шантарское лето в начале августа 2016. В этот день идет снег с дождем, острова на прощание показывают свой суровый климат. Но тепло в душе от знания того, что тебя ждут на берегу, на далеком и родном Сахалине.

За время похода мы стали единым целым, большой семьей, готовы прийти друг другу на помощь. Мелкий песок превратился в кремень, так можно было сказать про нашу Шантарскую «банду». Мы оставляем солнце за спиной, впереди сахалинский берег, мы дома!

У экспедиции были две цели: познавательная и научная. Мы познакомились с природой Шантар, побывали на нескольких островах архипелага, наблюдали за животными и птицами в их естественной среде. Ученые собрали материал для изучения.

А мне, как фотографу, выпала удача побывать в этих дивных местах и привезти хорошие снимки. Фотографии с Шантар планирую подать на фотоконкурсы National geographic и Русского географического общества.

Общая протяженность маршрута составила около 2000 километров, продолжительность — 24 дня. В состав вошли 20 участников: участники клуба «Бумеранг», морские биологи, спасатели, педагоги центра детско-юношеского туризма.

Экспедиция была организована общественной организацией Клуб «Бумеранг» совместно с Русским географическим обществом и Российским Советом по морским млекопитающим, при поддержке центра «Экоспас», поисково-спасательного отряда имени В. А. Полякова МЧС РФ, центра молодежных инициатив Южно-Сахалинска, ЗАО «Петросах», ЗАО «Посейдон» и компании «Адмирал Моторс». За это им большое человеческое спасибо!

Автор текста и фото: Дмитрий Ковалёв

Перепечатка или иное использование материалов возможны только с разрешения автора.

Фотографии с экспедиции также доступны на сайте 500пх.