PROтуризм.

PROтуризм.

Выживание зимой. Что делать человеку, внезапно оказавшемуся один на один с холодом, метелью, ночью? Во-первых, не суетиться и, догоняя товарищей, не идти «напрямую» или «срезая углы». Как бы ни петляла лыжня, как бы ни хотелось сократить путь, сходить с нее нельзя! Лыжня или следы — единственная ниточка, связывающая потерпевшего с товарищами. Во-вторых, оставаться на месте, если нет возможности идти вслед за группой: разыгралась непогода, наступила безлунная ночь, наконец, местность сильно пересечена, труднопроходима, а видимость ограничена. Рано или поздно в группе хватятся пропавшего и организуют поиск. Искать будут, естественно, возвращаясь по собственным следам. Поэтому ваш отход от лыжни в сторону крайне рискован! И еще одна типичная ошибка в зимней аварийной ситуации. Боязнь замерзнуть заставляет человека непрерывно двигаться. Он бредет по лесу или тундре не выбирая дороги, не задумываясь о направлении движения. Движение становится самоцелью. Рано или поздно усиленное тепловыделение приводит к истощению энергозапасов, накапливается усталость, повышенное потоотделение приводит к намоканию одежды, а значит, к снижению ее теплозащитных свойств. Кроме того, движение в ночное время повышает вероятность травматизма. Человек останавливается все чаще, периоды отдыха становятся все продолжительней. Во время любого из очередных привалов он может непроизвольно заснуть и уже не проснуться. В вечернее и ночное время надежней всего в непосредственной близости от лыжни или тропы разжечь костер, который не только даст тепло, но и послужит маяком, значительно облегчающим поиск пострадавшего. В безлесных районах, где разведение костра затруднено, пострадавший по возможности должен остановиться в месте, защищенном от ветра, но в то же время хорошо различимом с той стороны, куда ушла группа. Всю имеющуюся в запасе теплую одежду необходимо надеть на себя. Лыжи снять, шнуровку ослабить, чтобы обувь не сдавливала ноги. После этого сесть на рюкзак спиной к ветру, накинув на спину и голову спальный мешок. Если дует сильный ветер или бивак расположен на склоне, лыжи надо привязать к рюкзаку. Есть полиэтиленовая пленка — надо закутаться в нее. Лучше всего пленку намотать «кульком» на воткнутые в снег под углом 45-60° лыжи и лыжные палки, подогнув нижний край под рюкзак. В подобной ситуации очень важно не засидеться. Хотя бы раз в течение часа (а в сильный мороз еще чаще) вставайте и делайте интенсивные физические упражнения, чтобы разогреть конечности. И, конечно, ни в коем случае нельзя спать! Когда рассветет или улучшится погода, попытайтесь продолжить движение вслед ушедшей группе, обязательно оставив на месте ночевки записку товарищам и различимую издалека метку. Идите только по оставленным группой следам! Опыт, показывает, что даже полностью занесенную лыжню можно обнаружить по характерной ложбинке-впадинке в снежном покрове, она хорошо различима при боковом освещении. Еще один признак — иная плотность снега. Занесенная лыжня обычно выдерживает вес человека, но достаточно сделать шаг в сторону, чтобы снег провалился под ногой. Подобный способ поиска лыжни «наощупь» иногда позволяет двигаться даже в полной темноте. Но возьмите за правило: при малейшем сомнении в правильности ориентировки, немедленно останавливайтесь и, если тропа так и не найдена, возвращайтесь по собственным следам в исходную точку! В сильный снегопад или метель на какой-нибудь возвышенной точке недалеко от места аварии необходимо поставить знак-сигнал — к примеру, вертикально воткнутую в снег длинную палку с привязанным к концу куском яркой ткани. Иногда заблудившихся туристов может вывести к людям случайная лыжня. Но для этого надо уметь определять по ней направление движения лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки имеет наклон в сторону движения, и комки снега, прихваченные кольцом и выброшенные наружу, тоже падают по направлению его движения. След от острого наконечника чуть вытянут в эту сторону, так как при подъеме палка всегда некоторое время волочится по снегу. Подсказать, куда шел лыжник, могут отпечатки лыж при торможении и подъеме в гору. При торможении «плугом» или «упором» валики сдвинутого снега собираются внизу спуска. При подъеме «елочкой» или «полуелочкой» сдвинутые «стрелкой» следы задников лыж указывают обратное движению направление.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Кассова Нина, 26 января 2014, в 12:03 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
PROтуризм. Кирилл
PROтуризм. Кирилл
Конкурс на самую забавную походную фотографию
Конкурс на самую забавную походную фотографию