На страже пролива

На страже пролива

В  интернете много снимков Ламанона и сведений о нём, вот и недавно на  АСТВ об очередном путешествии появился репортаж. Кстати, его  автор  был в компании, что встретилась нам по дороге на маяк. Нет смысла повторять описания красот этого места, мне интересна тема маяков с другой стороны. В источниках указывают разные годы постройки Ламанона: 1924, 1939, 1940, более реальной кажется вторая дата. Во времена Карафуто при японском правлении на юге острова маяк носил имя Тирия-заки. Его высота от уреза воды с учетом возвышенности, где он установлен, составляет ориентировочно 40 м. А от фундамента до макушки купола почти 26 м. 

Световые сигналы усиливает и преломляет сохранившаяся с японских времен французская линза, очень красивая. Маяк круговой, большого размера линза крепится на  особом поворотном механизме. Одна часть этого механизма соединена с линзой, вторая уходит внутрь круглой вращающейся площадки с металлическим покрытием, в котором много длинных  прорезей. Под ногами через прорези видно помещение с поворотным механизмом. Свет на маяках может быть разного цвета: белый, желтый, красный. В темноте Ламанон светит теплым желтым светом, он виден за полторы сотни километров на судах, проходящих Татарский пролив. Основу маячного городка составляют: черно-белая полосатая  башня и соединенные с ней переходами-галереями блочные здания, вокруг них разные вспомогательные объекты и постройки. 

Переходы, это коридоры, которые соединяют слева и справа в один комплекс жилые, рабочие и служебные помещения и блочные постройки, чтоб можно было, не выходя на улицу, перемещаться в нужном направлении. По такому принципу устроены многие маяки.                                                         В сложные годы для страны число работников на маяках было изрядно сокращено, иногда объекты были буквально заброшены. Сейчас в службах занятости встречаются объявления о вакансиях на маяках, особенно на отдаленных. Семьи маячников  живут  в служебных квартирах при маяке, количество работников в штате маяка зависит от класса сооружения. На суточную вахту заступает одна семья, потом ее сменяет другая. Маяку, например, 2 класса положен начальник маяка, механик маяка, техник маяка. Маяк Ламанон относится к первому классу, на нем работают шесть человек. Заработная плата зависит от категории,  оклады  небольшие, судя по ним, понятно, что работа на маяке - это призвание, образ жизни. Например, несколько лет назад зарплата техника без категории была немного больше 20 тыс., с категорией - около 40 тыс. На многих маяках работают люди пенсионного или предпенсионного возраста. Бывает, что отработав на маяке много лет, работники не имеют собственного жилья. Наш знакомый маячник Алексей говорит, что жить на маяке ему нравится больше, чем в городе. За пенсией ездит на почту в Шахтерск, имеющиеся деньги тратить особо не на что,им положен сухой паёк, а если нужно что-то подкупить–можно съездить в ближние села или Углегорск. На заднем дворе со стороны мыса маячники развели подсобное хозяйство. 

В загоне несколько коров, среди них есть совсем маленький теленок. Над обрывом моря недалеко от загона с коровами на вольном выпасе отара овец, в ней два совсем маленьких беленьких ягненка. На фото ниже вдали видны машины той компании, что мы обогнали по дороге на маяк.

Маяк охраняют несколько собак,по территории маяка за мной  бегала крупная лайка. Алексей по поводу разрастающегося количества живности сказал, что это привлекает медведей, которых тут навалом! Вот на днях из леса под сопкой, по которой идет дорога к водопаду, наискосок от маяка вышел медведь. Стоял на пригорке, рассматривал сверху маячное хозяйство, нюхал воздух, собаки подняли лай, чуть не охрипли. Судя по всему, на маяке когда-то убивали медведя, на улице как раз была вывешена проветриваться его потрепанная шкура. Отопление на маяках от кочегарки, но кое-где в помещениях есть печи. Уголь в них засыпается сверху, так как на самом деле это кухонные очаги для приготовления пищи, а не для обогрева. Разжигать во время ветров  их бесполезно - все тепло уносит в трубу. Внутренний косметический ремонт проводится своими силами, обновлять внешний вид маяка также приходиться самим работникам. 

Вокруг маяков территория часто захламлена ржавыми негодными механизмами, бытовым  скарбом непонятного предназначения, бочками, цистернами, бухтами проволоки и т.п. Все это совсем не радует глаз и портит впечатление от окружающей природы. На Ламаноне похожая  картина, особенно мне не нравится, что сзади маяка над обрывом мыса устроена свалка, с нее разный мусор летит в море, тут же рядом кочегарка, уголь, сажа, шлак. Не знаю почему работники не приведут в порядок территорию  рядом с маяком, или они привыкли и не замечают? В дожди в маячном городке грязно,  территория так ничем и не отсыпана. 

Правда, во внутреннем  дворе  есть клумбы, стоят лавочки, проложены по земле тротуарчики, чтоб не ступать в грязь. Но это скрыто от чужих глаз, а хлам вокруг маяка виден всем. Долгое время от японцев в помещениях на Ламаноне оставались раздвижные двери и окна, потом их постепенно переделали. Свет на маяке дает дизель-генератор, над ним постоянно трясутся техники. Чтоб он не сломался, обязательно про запас должны быть разные запчасти, а главное, обязательно нужны технические знания и навыки, чтоб если приспичит собрать, разобрать разные агрегаты - дизель, снегоход, ГТТ, сделать нужный ремонт. Маячный объект-это целое хозяйство, где ничего само собой работать не будет, за всем нужен присмотр. Когда-то на маяке  жили  работники с детьми, но родители забирали их домой только на выходные, дети жили и учились в пореченской школе-интернате. Сейчас в близлежащих селах Поречье и Орлово осталось очень мало жителей, им негде работать. Из объявления в районной газете узнаю, что 2-х комнатную квартиру  в Поречье продают  за 500 тысяч, интересно, найдутся ли покупатели? Село выглядит пустым, только несколько пожилых людей копошатся на огородах у своих домов вдоль дороги. Недалеко от школы в сквере с памятником погибшим землякам уже все прибрано к 9 Мая.

А на маяке за последнее время мало что изменилось. К нему на мыс за селом ведет привычно раздолбанная грунтовка. Как всегда весной в низине направление затоплено рекой. Выше в гору колея сужается, с боков её прижимает растительность на сопке, осыпи и обрыв над морем. Сверху вниз прямо по дороге бегут потоками ручьи с талыми водами, вымывают  куски грунта и камни из колеи и несут за собой, обрываясь в море.

Берега со стороны моря каменистые, на скалах любят сидеть  бакланы. 

Зимой на мысе ветер дует со всех сторон, забивает всё плотным снегом и дорога  становится полем. На Ламаноне до сих пор нет приличной техники, зимой дорогу  чистили собственным стареньким трактором. Когда размывает колею, приходится ее подсыпать и как-то восстанавливать провалившиеся участки, чтоб был проезд на маяк. На многих маяках нет интернета и не везде берёт сотовая связь, иногда имеется спутниковое телевидение, правда, тарелки часто сносит сильным ветром.

На  маяке  положено  иметь длинноволновую  или  коротковолновую станцию. Радиосвязь  дежурный на маяке Ламанон устанавливает два раза в сутки, подает гидрометеосводку и докладывает о делах  в управление гидрографии. Оно в городе Совгавань практически напротив  Ламанона через пролив. Свои позывные есть у каждого  маяка и гидрографического судна. Общаются на коротких волнах, судно вызывает маяк так как указано на штурманской карте, для этого коротковолновая станция должна быть постоянно включена на 16 морском международном канале. В радиограмме положено фамилии и должности передавать в зашифрованном виде. Маяки в области находятся в ведении войсковой части гидрографии  Тихоокеанского флота. Это часть № 13148 находится в Корсакове, является филиалом ФБУ в/ч 62665. Если ничего не изменилось, то представляет в/ч 62665 Управления ТОФ командир части № 13148 Поздняков А.Е. Все маячные сооружения в федеральной собственности и переданы гидрографам ТОФ в оперативное управление. Служащие на маяках – гражданский наёмный персонал, подчиняются гидрографической службе. Дважды в год  в период навигации  в июне и октябре дивизионные суда- гидрографы  делают  экспедиционный завоз, курсируя с грузами снабжения между маяками Сахалина и Курил. Привозят на отдаленные маяки смену работников, материально-технические средства и провиант, сухой паёк. С судна доставляют всё  на берег лодкой, или плашкоутом. Грузы передают  начальнику  маяка; ему надо всё по-хозяйски принять, разместить, рассчитать до следующего завоза. Разгружается всё вручную на пустое необорудованное побережье.  В несколько заходов на личном транспорте  мотаются туда - сюда по бездорожью, чтоб перевезти всё и выгрузить на маяке. В бочках привозят бензин, масло, а топливо в специальные ёмкости закачивают через шланги. На объекте  должно обеспечиваться  бесперебойное электроснабжение маячного городка, работа дизельных электростанций, проводиться необходимое  обслуживание, текущий ремонт.  Задача маяка - обеспечение навигационной безопасности судов в морских  водах при любых погодных условиях и для этого постоянно в темноте должен быть виден маячный огонь. ...

Вода у мыса с зеленоватым оттенком, сверху видно как над водой летают стайки уточек. Побережье, где  мыс Ламанон, относительно чистое, рядом с маяком несколько водопадов. Под мысом есть грот, о котором знают не все.

В это место часто наведываются различные гости. Ламанонцев иногда  посещают коллеги с материковского маяка, на дорогу им надо всего пару часов по прямой на моторке из Совгавани. Также на мыс едут отовсюду путешественники, добираются пешком, на машинах, велосипедах, по морю. Бывают заграничные туристы, фоторепортеры, исследователи. Вообще, маяки - перспективные объекты для туризма. В 2003 году на маяк Ламанон приезжали  французы, отправившиеся по маршруту Лаперуза, разве они могли не посетить Ламанон?  Ведь это не просто французское топонимическое название на карте; мыс  наречен в честь участника экспедиции Лаперуза, ученого-натуралиста Робера де Ламанона. После землетрясения в 2000 году на вертолёте МЧС прилетал С. К. Шойгу. Его дочку,  в то время ещё студентку, угощали на маяке чаем. 

Сахалинские, особенно курильские, и другие дальневосточные маяки требуют ремонта. На их состояние влияют разные причины: непростые климатические условия, недостаточное финансирование, отдаленность, отношение начальства и порой самих маячников  к своей работе. Судя по внешнему виду маяков в других странах, наши, особенно дальневосточные, выглядят самыми убогими.  На Тихоокеанском побережье России есть большое количество  маяков,  построенных более 100 лет назад. Среди них маяки  Жонкиер и  Крильон. Недавно на ремонт дальневосточных маяков  решено выделить более 200 млн. рублей. Флотские гидрографы  планируют масштабную реконструкцию и капитальный ремонт Анивского маяка на Сахалине - со ссылкой на начальника гидрографии ТОФ капитана 1-го ранга Г. Непомилуева-заявил начальник отдела информационного обеспечения ТОФ Роман Мартов. В  ходе ремонта дальневосточных маяков будет  восстановлена внешняя и внутренняя отделка маячных башен.

На маяках будут смонтированы современные солнечные элементы питания, где есть необходимость - установят новые линзы и светодиодные лампы.   Надеюсь, что после этих ремонтов наши маяки  будут выглядеть более достойно, и маячникам будет более  комфортно нести свою непростую службу. Ведь маяк - это не просто башня с огнем,  у каждого из них есть история, своя жизнь. А наделяют их жизнью люди особого склада и характера, которые решили  связать свою судьбу с маяком. Они,  не страшась трудностей, неустроенностей  быта, оторванности от «большой земли» и  прелестей цивилизации,  ежедневно и  кропотливо  делают свою работу. В век ГЛОНАСС и GPS маяки не утратили своего значения; кроме того, работники маяков всегда принимают участие в спасении терпящих бедствие на море. И пусть, увидев огонь, у тех, кто на него идет, поднимается  настроение  и  всегда остается  надежда на лучшее.    

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Сандра Клайд, 11 мая 2015, в 00:11 +6
Комментарии
Написано 11 мая 2015, в 00:19
Эта "милая" лошадка еще там?
+2
Написано 11 мая 2015, в 00:21
IToldYou, эту кусаку продали фермеру в Ударный
+1
Написано 11 мая 2015, в 00:23
Сандра Клайд, ))) лошадка то не из простых оказалась. Как она только не пыталась нас лягнуть и укусить))) может ей просто хотелось общения. Лошадь сама красивая
, но себе на уме. Надеюсь у нового хозяина ей будет лучше!
+2
Написано 16 мая 2016, в 14:06
Спасибо. Интересно. А где шкура медведя?))
+3
Написано 16 мая 2016, в 14:08 Отредактированно 16 мая 2016, в 14:09
Б_о_с_о-Н_о_ж_к_а, она такая облезлая и обшарпанная была, что я не стала ее фотать, похоже, что осталась в наследство со времен Карафуто!
+2
Написано 16 мая 2016, в 14:23
Сандра Клайд, Как интересно!!! Это же уже антиквариат))
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Сахалинский инстаграм | TOP 65 | 4 - 10 мая
Сахалинский инстаграм | TOP 65 | 4 - 10 мая
Блуждая у деревни НоглЯки
Блуждая у деревни НоглЯки