Прогулка в край порогов и небольших водопадов

Весной нынешнего, 2014 года вышла в свет бумажная книга А.К. Клитина, П.Ф. Бровко и А.О. Горбунова «Водопады». Там приведена база данных о 232 водопадах о. Сахалин, описанных Андреем Клитиным, причём некоторые из них обнаружил он сам. Но он же не отрицал, что та база может быть неполной, и вполне возможно, другие сахалинские туристы могут знать некоторые водопады, которые не знал он.

С этой целью некоторые сведения о водопадах Сахалина, приведённые в книге, мы с Андреем выложили на странице http://sakhtravels.narod.ru/Klitin/Waterfalls.htm Сразу пошли пополнения базы данных, в том числе и лично от меня. Так, ещё 2 года назад мы с Владимиром Грышуком, идя от Ново-Александровки по тропе вдоль реки Красносельской, обнаружили на этой реке хоть небольшой, но по-своему красивый водопад! Для ясности приведу критерии того, что может называться водопадом, согласно указанной книге. Так, если высота потока воды менее 1 м, то он считается порогом. Кроме того, если угол наклона воды к поверхности земли меньше 45 градусов, то такой поток считается водоскатом. Но обнаруженный нами поток на Красносельской, состоящий из двух ступеней, имеет высоту верхней ступени явно больше 1 м, и угол наклона потока явно больше 45 градусов, поэтому он вполне может считаться водопадом! Справедливости ради, укажу, что в позапрошлом году мы с Владимиром, обнаружив тот водопад, несколько торопились – предстоял дальнейший длинный путь за дикоросами, поэтому я второпях сфотографировал водопад сквозь ветки нависавших над ним деревьев. Андрей Клитин указал, что он требует дальнейшего обследования и более качественной фотографии, с чем я согласился – поэтому давно замышлял повторное посещение тех краёв.

К сожалению, жизнь Андрея трагически оборвалась во Франции при попытке покорения горы Монблан. Но его дело – дальнейшее исследование и даже открытие водопадов Сахалина, мы продолжаем! Всё может быть – вдруг кто-то из читателей обнаружит какой-нибудь водопад, не указанный на упоминавшейся веб-странице? В таком случае можете мне об этом сообщать.

***

На самой реке Красносельской также наблюдается обилие красивых порогов. Их я посещал и фотографировал ещё давно. Пороги для удобства нумерую снизу вверх по течению. Так, 2 порога я давным-давно знаю – оба они расположены на отрезке реки ниже того места, где дорожка вдоль неё делает первый брод, если броды нумеровать также снизу. Привожу фото этих двух порогов из своего архива, сделанные ещё в сентябре 2010 г.

Порог № 1. Координаты: 47°04'07.1" С.Ш., 142°48'38.7" В.Д., высота 175 м

(здесь и далее высоты приводятся над уровнем моря)

Порог № 2. Координаты 47°04'13.7" С.Ш., 142°48'54.6" В.Д., высота 191 м

Я был уверен, что на той речке ещё можно поискать по крайней мере красивые пороги. С этой цели в субботу, 21 июня 2014 года, мы и отправились туда на неторопливую пешую прогулку. Нас было шестеро: кроме меня, Виктор, Михаил, Марина, Ольга и Татьяна. Хотя Ольга может двигаться достаточно быстро, и тогда её мало кто догонит, о чём я уже рассказывал в прошлогоднем материале «Маршрут на гору Майорскую», см. http://blog.astv.ru/blogs/4487/4402 - но накануне она ходила в довольно сложный поход и подустала, поэтому двигаться с нами она обещала умеренным темпом. Кроме того, некоторые из нас знали те края частично, а двое там ранее не были никогда.

Выдвинувшись от остановки автобуса № 62 «ДК «Радуга»», мы прошли вначале полевыми дорожками, а потом вернулись на главную дорогу, являющуюся продолжением улицы 2-ой Красносельской и тянущуюся вдоль дач, которые, в свою очередь, расположены вдоль реки Красносельской. Примерно через 5 км дачи закончились, и дорожка, наконец, вошла в лес.

Заглянули на первые 2 порога. Над вторым из них расположена симпатичная полянка, где добрые люди поставили деревянный столик с двумя лавками – там мы все с комфортом расположились. Желающие перекусили и попили чай, но я от этого пока воздержался – предстоял длительный и хоть пологий, но подъём. Наша цель была дойти до водопада, а оттуда он располагался относительно далеко.

Вскоре дорожка делает 3 брода через речку, интервал между бродами составляет примерно 500 м. Но высокие сапоги были лишь у троих из нас, остальным при каждом броде приходилось разуваться. Благо, водность речки была умеренной – до этого дожди были хоть частые, но не сильные.

Мы знали, что первые 2 брода можно обойти сохранившимся фрагментом японской конной тропы, некогда нарезанной для вывоза леса. Перед первым бродом повернули на неё. Начался подъём. Через некоторое время фрагмент упирается в тупик на крутом склоне – видимо, далее тропа когда-то осыпалась. Благо, у меня в навигаторе были координаты второго брода – поэтому, не доходя до тупика, согласно показаниям навигатора, мы аккуратно свалили склоном на нашу дорожку, продолжавшуюся вдоль речки за вторым бродом. Мы пока что всё время находились на её географически правом берегу.

И тут увидели целый каскад красивых порогов!

Порог № 3-а. Координаты 47°04'31.7" С.Ш., 142°49'21.6" В.Д., высота 223 м

Порог № 3-б. Расположен чуть выше порога № 3-а

Вскоре перешли третий брод через речку, деваться было некуда. За ним дорожка переходила в тропу – по ней сейчас явно ходят редко, так что мы иногда с неё сбивались посреди травостоя, но неизменно находили вновь. От третьего брода до водопада ещё предстоял путь около 1,5 км одним и тем же берегом, уже географически левым, но скорость передвижения значительно упала.

Через некоторое время увидели ещё один порог.

Порог № 4. Координаты 47°04'43.1" С.Ш., 142°49'33.0" В.Д., высота 235 м

Водопад у меня в навигаторе уже был помечен. Примерно за 20 м до его метки мы, наконец, его увидели! На этот раз я спустился на русло речки ниже его обоих каскадов – благо, там было не особенно глубоко, выше же наблюдались приличные водоотбойные ямы. Так что оттуда сумел его сфотографировать полностью и во всей красе!

Водопад. Координаты 47°05'00.5" С.Ш., 142°50'09.2" В.Д., высота 272 м

Всё, цель достигнута! От Ново-Александровки путь к водопаду составил примерно 10 км, из них полпути - от места старта до конца дач. Добирались мы туда 4,5 часа, поскольку делали частые остановки для осмотра многочисленных достопримечательностей, да и переход брода занял некоторое время.

Обратно решили не обходить 2 брода по верху, чтобы на этот раз зря не набирать высоту – а спокойно перешли их все. Вернулись на полянку над вторым порогом, там уже поели досыта.

Слева направо: Виктор, Татьяна, Михаил, Ольга, Марина

Затем меня на фотоаппарате сменил Виктор. Я на переднем плане

После этого вскоре увидели свежие следы медведя – он явно проходил по дорожке после того, как мы прошли по ней вверх. Ничего, обошлось – тем более нас было много.

Итак, стартовав в 11 часов, мы в 19:30 вернулись в Ново-Александровку, где нам повезло: сразу вскочили в автобус редко ходящего маршрута № 62. Ну и обошлось без осадков, несмотря на регулярно появляющиеся чёрные тучи. В тот день облачность была переменной, и солнце регулярно выглядывало из-за облаков, что в последнее время редкость.

Что ж, останавливаться на достигнутом вовсе не собираюсь – у меня имеются планы посетить этим летом ещё несколько водопадов, о которых мне рассказали как покойный Андрей Клитин, так и другие мои знакомые. Когда – покажет время, да и погода – немаловажный фактор.