Готовь зимой телегу – весна не за горами

Весенние процессы по югу Сахалина всегда наступают с запада на восток. Так, на юго-западном побережье, в Холмском и особенно Невельском районах весна начинается обычно в апреле. В Анивском и Корсаковском районах – местами в конце апреля, но в мае уж точно. В окрестностях Южного, на Сусунайском хребте – когда как, обычно с средины мая, но иногда и позже. А вот на восточном побережье май – ну просто махровая зимища, сугробы и перемёты наблюдаются даже в низких местах, вблизи берегов многочисленных озёр! Соскучившись по весне, начинаешь устремляться в места, где она фактически наступила. Поэтому выношу на суд читателей этого сайта описания ряда однодневных экскурсионных маршрутов на апрель – июнь и далее, с учётом природной обстановки районов. Попасть в те места можно и личным автотранспортом, у кого он есть, а там пройти какие-то расстояния пешком. Автор в своё время исследовал те места, пользуясь исключительно рейсовыми автобусами и своими ногами.

Маршрут № 1, рекомендуемое время – вторая половина апреля. Южно-Сахалинск – Невельск – водопад Салют – Холмск – Южно-Сахалинск Проехав Ловецкий перевал и спустившись с него, сразу попадаете из зимы в весну. Обычно в это время на брекватере Невельска уже сосредоточены сивучи - можно за ними понаблюдать с берега, если с собой захватить увеличительную оптику. Место для обзора – район очищенной от старых бараков площадки, на которой в настоящее время расположен памятник погибшим рыбакам, заново сооружённый после землетрясения 2007 г. Далее едете на север, после Заветов Ильича проезжаете примерно 4 км, и, не достигнув административной границы с Холмским районом, пересекаете речку Салют. Красавец-водопад же на ней – буквально рядом с трассой!

Маршрут № 2, рекомендуемое время – конец мая или начало июня. Южно-Сахалинск – Холмск – Яблочное – аллея сакуры на реке Целебной – Яблочное – мыс Слепиковского – Холмск – Южно-Сахалинск Чтобы определиться со временем посещения этих мест, надо наблюдать за процессами цветения сакуры в Южном, хотя бы на территории парка. Но сакура на западном побережье может и цвести немного ранее, чем у нас. Из Холмска направляетесь на север. На выезде из него возле дороги расположен японский школьный павильон, в том месте можно сделать остановку с целью его осмотра. В посёлке Яблочном, не доезжая до моста через реку Яблочную, поворачиваете направо на восток. Проезжаете мост через приток Яблочной – реку Целебную и попадаете в бывшее село Совхозное, в настоящее время входящее в состав Яблочного сельского поселения. Будет развилка, по ней направо на юг. Вдоль дороги тянутся дома с садами. Выезжаете из села, пересекаете Целебную по мосту, двигаетесь далее. А вот следующий мост уже не проезжаемый для автотранспорта, но проходимый пешком. Необходимо оставить транспорт перед мостом и пешком же его перейти. Слева будет поляна, через неё попадаете в боковой распадок большого географически правого притока реки. Так вот, на склонах между основным и боковым распадками находится целая аллея сакуры, явно посаженной ещё японцами! После осмотра этих мест возвращаетесь на побережье и едете далее на север. Пересекаете пос. Пионеры, и, не доезжая Костромского, сворачиваете налево на запад в сторону психбольницы (ориентир – справа от развилки будет платформа пригородных поездов). Пересекаете район психбольницы и выезжаете на полосу заброшенного аэродрома, по ней на север. Будет поворот налево, на запад – там начинается лесной массив, и табличка «Памятник природы – мыс Слепиковского». Возможно, на том месте стоит шлагбаум – если так, оставляете там транспорт и далее идёте пешком. Чтобы достичь конечной цели – маяка на этом мысу, необходимо пройти примерно 1 час в одну сторону. После пересечения болотистой местности можно свернуть направо и идти мимо невысоких бугров, не обозначенных ни на одной топографической карте – их высота менее 10 м. Дорога и выведет к маяку.  После осмотра маяка можно вернуться к заброшенному аэродрому как прежним путём, так и пройдя участком берега – в зависимости от фактических направления и скорости ветра, который в тех краях может быть весьма сильным. Вернуться в Южный представляется рациональным также через Холмск.

Маршрут № 3, рекомендуемое время – с июня по октябрь в сухую погоду и отсутствии значительных дождей в течение нескольких предыдущих дней. Южно-Сахалинск – пос. Охотское – перешеек между озёрами Русское и Хвалисекое – бывший аэродром – Южно-Сахалинск Направляетесь в пос. Охотское и далее едете на восток. На развилке на Мальково поворачиваете в ту сторону на юг, проезжаете перешеек между озёрами Русское и Хвалисекое, после пересечения которого оставляете транспорт в удобном месте вблизи любого из этих озёр. Предстоит прогуляться пешком порядка трёх часов, но по ровному месту и приятным дорожкам, окружённым лесом, с выходом на берега озёр. В сухую погоду там иди хоть в шлёпанцах! Выходите по лесной тропе на просеку, по ней идёте порядка 2 км на запад. Будут развилки, по ним хоть налево, хоть направо – всё равно попадаете на дорожку, некогда бывшую полосой японского аэродрома. Дорожка тянется по направлению север – юг. На север примерно через 1 км попадаете на побережье оз. Хвалисекое.  На юг примерно через 1,5 км попадаете на побережье оз. Тунайча. Можно пройти и в обе стороны. Отдохнув на каком-нибудь из побережий (в зависимости от фактического направления ветра) либо на лесной полянке, возвращаетесь на перешеек прежним путём.

При желании посетить какие-либо из описанных мест – такая вот информация к размышлению. Ведь весна рано или поздно наступит! Разумеется, перечень этих маршрутов вовсе не является исчерпывающим. Есть и другие задумки, их довольно много, даже не один десяток!