Четыре обличья горы Лопатина

- «Туруру-туруру….. Туруру-туруру»

- «Алло»

- «Привет! Федя, не хочешь послать все к чертям и отправиться на Лопатина?»

- «Эммм. Я согласен» - не раздумывая ответил я.

Лопатина – давняя мечта, «крыша», «чердак», «крона», наивысшая точка острова, беспрецедентная вершина Сахалина с четырьмя цифрами 1609 м. Взобраться на нее чесались пятки уже как минимум года 3, но все как обычно: время, дела, работа, друзья, держали в городе, плотно сомкнув кольца оков. Упустить еще один шанс было бы непростительно. И мой ответ на телефонный звонок Александра был однозначен: «Да! Еду»

Потом поездка отменилась, точнее повисла на козырьке того самого высокого карниза, коим является гора. И буквально за день до отъезда кровь в жилах забурлила вновь, когда стало известно, что все-таки выезжаем.

Выезд, сборы, магазин, спальник, коврик и бензин. А мы уже летим со скоростью 90 км. в час с мыслями о предстоящем восхождении. Ни кто из нас еще не поднимался на Лопатина. Однако, в успехе этого мероприятия сомнений нет, самая высокая – не значит, что самая сложная. Команда опытная, за плечами каждого есть то, на что можно положиться.

В 11 вечера мы уже «швартовали» свое авто возле домика Аркадия. Хозяину этого дома, а по совместительству и хозяину автомобиля ГАЗ-52, который нас добросил до подножия «лопаты»,  можно посвятить отдельную статью. Аркадий – человек, который на чистом энтузиазме и из-за любви к родному краю, довозит туристов, развешивает информационные таблички по пути, ютит у себя путников, предлагает жареную яичницу и свежие помидоры с огурцами, а самое главное, он не просит ни чего взамен. Таких людей мало, наверно единственный раз, когда пальцев на руке хватит, чтобы их пересчитать.

Ночью лил сильный дождь, казалось, что он не прекращался ни на секунду. В моей голове вертелись картины поднятых речек, ручьев, непролазные заросли травы и стланика пропитанные противными, холодными каплями. Мысли крутились в голове, не давая снам зацепиться за сознание и позволить немного отдохнуть. Так наступило утро, на улице еще темно, немного сыро, но дождя нет, радуемся. На завтрак гречка с тушенкой, как я по ней скучал, съел все свое и немного доел за товарищами!

Вскоре подошел Артем, знакомый Аркадия, он отправится с нами, как выяснилось, в 5-ый раз покорять вершину. Мы загрузились в старый ГАЗ-52, на сколько мне удалось понять 1969 года выпуска. По предварительным данным путь от с. Молодежное до старта «пешки» на Лопатина составляет около30-33 км. Но этот путь мы будем помнить еще долго. Множество бродов, которые клешнями цеплялись в старенькие покрышки Газа, не давали спокойно добраться до цели. Автомобиль, не имея полного привода, прорывался лучше, чем многие внедорожники, красующиеся гигантскими колесами в городе.

Второй брод крепко взялся за нас, потратив минут 20 на ерзанья по скользким камням реки, Аркадием было принято решение применить секретную тактику. С помощью цепей, крюков, канатов и троса, протянутых между двойными колесами и прицепленными к ближайшему стволу, ГАЗ без труда покинул плен в русле реки.

Таким образом мы пробирались все дальше и дальше. Один брод потрепал нервы сильнее, он порвал одну цепь и перебил тормозной шланчиг. Потом мы застряли в промокшем и предательски вязком черноземе, пришлось толкать грузовик. Из-под колес буксующего железного монстра летела грязь, земля, а вместе с ними вылетел и камень, который четко прилетел в лоб! Больно, но что делать, главное – едем дальше! Вскоре мы прибыли к пункту пешего старта. Крайние сборы, сегодня мы уже должны стоять на вершине. Небольшой обеденный перекус и вот наша команда из 6 человек официально отправилась к вершине.

В этих местах уже царит золотая осень, но по настроению она больше похожа на ВЕСНУ, под ногами шерстят кучи опавших листьев, но немного зябко и прохладно, деревья сменили окрас и лишь ненавистный туристами стланик не скрывает свой зеленый оттенок. Идем уже около 1,5 часов. Дорога вполне комфортная, иногда приходится прыгать через ручей, но это не доставляет неудобств. Вскоре градус наклона начал расти, карабкаться становиться немного сложнее, но сравнивая с тем же Онором, терпимо. Группа стала чаще останавливаться на передышки. Через некоторое время Аркадий отдал Артему свою палатку и провиант, боль в коленках остановила путника, и он вернулся к авто. Главное – это вовремя остановиться и не рисковать своим здоровьем, мы же двигались дальше. Перед нами густел туман и мы приближались к нему с геометрической прогрессией.

Закончился ручей, а значит вместе с ним и кончился последний источник воды. Наполнили пустые емкости и стали делать финальный рывок к 1-му плато. Вершина была в облаках, но порывы ветра сдували незваный туман, а значит, она должна была скоро открыться.  Вид крутой, глаза бегают в поисках зацепки для лучшего кадра. Перевели дух, осталось штурмануть небольшой хребет ко 2-му плато и там встать на ночлег. На это понадобилось около 40-ка минут, весь подъем занял порядка 5-ти часов.

Мы установили лагерь, возникла одна проблема – палатка, которую Артему передал Аркадий, была без верхнего тента. Артема приютили в нашу двушку – в тесноте, но так теплее! Наступал закат, идеальное время для вершины, от 2-го плато до пика около 100-150 метров. Заскочили налегке довольно шустро, и тут понеслась… Затвор фотоаппарата фотографировал не умолкая. Удалось заснять, как казалось обычную радугу, а на деле – брокенский призрак (горный призрак, сияние Будды). Громадная тень человека (или предмета) на поверхности облаков или тумана.

Подбираясь к вершине, мы заметили, что на высоте стланик весь покрыт льдом, да и триангулятор был скован ледяной оболочкой…. «Странно» - подумали мы. Видимо сегодня нас ожидает «веселая» ночь. Пока это была только мысль, которая вскоре подтвердилась.

Спустившись с вершины, мы застали великолепный закат, на который мы потратили все свое время. Лучи пробивались сквозь темные тучи облаков словно указывая на все великолепие этого вида – ОСЕНЬ.

Через некоторое время мы уже сидели в палатке Артема, из которой мы сделали импровизированную кухню. Поели вкуснейшего сайрового  супа, отведали заморских конфет со сладким чаем и стали укладываться спать. Ложились мы часов в 9, чтобы завтра выйти пораньше. Первый час прошел относительно спокойно, мы ворочались, пытаясь найти удачное положение, вели беседы о былом и предстоящем. Вскоре начал подниматься ветер. Местность открытая – это плюс к порывам ветра и минус нам за выбор ночлега. Палатка начала прогибаться, тент «мотыляло» со страшной силой. Все лежали с открытыми глазами, но не разговаривали.

Потом пошел дождь, капли, словно пикирующие самолеты, врезались в нашу палатку. Шум утихал только на несколько секунд, а потом с новыми силами принимался за свое дело. «Все может быть» - подумал я, но беда не приходит одна. Время дождя закончилось, на смену ему пришел мелкий град. Природа словно была не довольна, что мы находимся на ее территории, а быть может это некая проверка, не понятно. Ладно град, да черт бы с ним, часов в 00:00 стала моргать молния, грома слышно не было, но яркие вспышки не давали покоя.

Вот такое: «Спокойной ночи», пожелала нам гора. Мы уснули наверно под утро, и все были рады, когда прозвенел будильник. За пределами спальника был явный минус, изо рта шел пар,  стали одеваться. Попытались открыть палатку, но вышло не сразу – замки были во льду. Открыв наш 2-х местный номер, мы увидели, что на улице все белым бело, первый снег был именно таким – 27 сентября, гора Лопатина – ЗИМА.

Было решено собираться и выдвигаться на первое плато для завтрака. Там снега уже не было, если оставаться тут, то взошедшее солнце вскоре сделает эту стоянку очень уж мокрой. Я еще раз сбегал на вершину для рассветных фото, а через минут 30 уже попивал утренний кофе на высоте около 1000 метров. Мы стали спускаться и знаете что? Вышедшее из-за горы солнце стало жарить с неимоверной силой, было настолько жарко, что шли мы в одних футболках – ЛЕТО. На спуск нам потребовалось 3 часа, и мы снова летаем по кунгу старенького ГАЗа, перепрыгивая через ручьи.

Спасибо за компанию Илья, Вика, Саша, Артем, Аркадий, Лопатина!