Путешествие на Крильон

КОВРИЖКА!

23 августа 2011 года в составе шести человек ( я, Дима, Галя, Антон и два Кирилла) отправляемся на утреннем автобусе в г. Невельск, далее в Шебунино откуда и начнется наше путешествие к мысу Крильон, самой южной точке острова Сахалина. За два дня мы должны подойти к горе Коврижка, где к нам присоединяться еще четыре человека из нашей группы ( Лена, Алексей, Вика и Сергей). Впереди 10 дней похода, море, солнце и никакой цивилизации, настроение у всех отличное, отправляемся в путь !!!

До Коврижки дошли без препятствий, больше всего боялись, что не перейдем реку  Перепутку, в дожди и приливы она поднимается так, что даже машины проехать не могут. Но к нашей радости реку мы перешли спокойно, ну все таки два дня без приключений не обошлись, у Кирилла заболели колени и идти он практически не мог. Не оставлять же его одного, Дима водрузил на плечи Кирюхин рюкзак и медленно пошли к нашей цели. Пыхтя, сопя с большими остановками мы все же во время дошли до цели, а вот и наши едут, радости не было предела. Общим собранием решаем, что Кирилла завтра надо отправлять домой на попутном транспорте, разбиваем лагерь у подножия горы, пока все собирают дрова на костер Дима с Кириллом (уже говорила их у нас было два) капают «бассейн»,чтобы мы после двухдневного пути мы могли помыться и охладиться от беспощадно палящего солнца. Тем временем костер горит, палатки поставлены, можно и к ужину приступить, ребята привезли с собой домашней еды, о блаженство !!!

Начинало смеркаться, но нам жутко хотелось побывать наверху Коврижки. Гора Коврижка получила свое название из-за своей формы ввиде тортика, находится она на мысе Виндис в переводе с айнского  языка, как « скверное жилище»,откуда такое название ? Мыс находится в 35 км. от пос. Шебунино, сама Коврижка возвышается над уровнем моря на высоте около 78 м., имеет практически идеальную круглую форму с диаметром более 100 м. Абсолютно плоская вершина Коврижки известна тем, что на ней были найдены археологические стоянки древнего человека. Есть версии, что эта природная постройка использовалась Сахалинскими аборигенами в качестве крепости, где они спасались от нашествия чужаков, может именно поэтому и название « скверное жилище».

Подъем на Коврижку очень крутой, на нее можно попасть только по канату, который натянут добрыми людьми. Преодолевая страх, вскарабкались наверх и перед нами открылся головокружительный вид, виден почти весь Южно-Камышевый хребет с одной стороны, а с другой мыс Кузнецова, куда мы отправимся завтра с утра.

Уже совсем стемнело, поэтому фото на память и начинаем спуск вниз. О, боги !!! Спускаться было еще страшней, чем лезть наверх, в темноте наощупь, не видно куда ставить ногу, из под ног сыпятся камни, но не оставаться же наверху. Дима страхует девочек сверху, а Сергей подбадривает своими шутками-прибаутками и вот ноги коснулись твердой и ровной земли. Ура !!! Спустились вниз и мы с Галюней отправились в «баню», которую соорудили ребята. «Банька» удалась на славу. Намытые, наетые домашненького по палаткам, завтра с утра в путь к своей мечте, на Крильон !!!

Мыс Кузнецова

На следующее утро собрались и в путь. Алексей загрузил рюкзаки и некоторых членов нашей команды в машину и поехал в сторону мыса Кузнецова договариваться об отправке Кирилла домой и стоянке машины, а мы налегке отправились пешком. Красота то какая, море плещется, солнышко греет( пока еще не печет), вот на камушек взгромоздился баклан, совсем близко подпустил нас к себе и не улетает, ну все баклан теперь ты фотомодель и герой наших фотоальбомов.

Подходя ближе к мысу Кузнецова вырисовываются домики, заметили православный крест-церквушка !!!

Необычно в такой дали от цивилизации увидеть церковь. И мы замираем от восторга, какая картина перед нами потрясающая, на берегу моря пасется табун лошадей, такого чуда я в жизни не видела , и каких тут только нет и рыжие, и белые, и черные, и в пятнушку и в яблочко. Необычайная красота, эта картинка до сих пор стоит у меня перед  глазами .В свое время для разведения сюда было завезено 50 племенных якутских лошадей. Еще говорят, что на территории фермерского хозяйства живут страусы, но их мы, к сожалению, не видели. Зато лошади……….

Мыс  Кузнецова – один из природных памятников о. Сахалина, название свое получил в честь капитана 1-го ранга Д. И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 г. Для охраны Российских границ. Мыс мы обходим стороной, так как там непроходы , сворачиваем на дорогу, ведущую через перевал, Кирюха нас пошел проводить, так как сегодня он на машине, которая поедет с фермерского хозяйства отправляется домой лечить коленки. Пока, Кирюха, увидимся в городе. Ну а мы в составе девяти человек оправляемся дальше. Недалеко от  деревушке наткнулись на японский столбик с иероглифами, таких столбиков много осталось по Сахалину, на нем указана  высота над уровнем моря.
Дорога через перевал в хорошем состоянии, заходим в лес и нам становится жутковато, в этих краях полно медведей, раньше на полуострове был заказник, охота и рыбалка в этих крах была запрещена ,вот и расплодились тут мишки. Достаем дудки и дудим, что есть мочи, аж голова кругом пошла. Солнце палит беспощадно, рюкзаки оттягивают плечи, да еще и оводов целая куча налетела, не помогают даже репиленты, от жары они стекают вместе с потом.

Ну вот и конец дороги и тут натыкаемся на свежий след мишки-косолапого, представили, как он драпал когда услышал наши дудки. Вышли мы наконец таки на берег моря и устроили привал и обед.

Кораблекрушение.

Отобедали, отдохнули и дальше в путь. Слева сопочки зеленые, там где то сладко сопят мишки, справа море голубое, впереди туманный горизонт, тишина и только слышно шум прибоя, тишь да благодать, вот только солнце палит так, что дышать жарко. Галюня закуталась в олимпийку, прячась от солнца, бедненькая один нос торчит.

Сергея переполняют эмоции и он царапает на песке « АХРИНЕТЬ»и все в этом слове !!!

На горизонте из-за тумана появляется « корабль-призрак», аж мурашки по коже. Подходим ближе и вот он красавец, вернее все, что от него осталось. Корабль разорван на три куска- жутковатое зрелище. Как позже прочитала это сухогруз «Луга», лежит он здесь уже более 65 лет на отмели. Чайки и бакланы облюбовали останки корабля и устроили на нем птичий базар. К осени 1947 года пароход-сухогруз « Луга» подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать «Лугу» поручили пароходу «Петр Чайковский», но упустили время и буксировку начали в конце октября. «Петр Чайковский» и «Луга» были подхвачены сверепым  тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался и «Лугу» выбросило на полуостров Крильон между мысами Майделя и Замирайлова голова. Повреждения «Луги» были настолько велики, что ремонт был нецелесообразен и снимать с отмели ее не пытались, вот так и стал он домом для чаек и бакланов

Небольшой  привальчик, фото на память и снова в путь.

Ночной гость.
  Все чаще и чаще натыкаемся  на медвежьи следы разных размеров и размерчиков, на сопочках виднеются мишкины тропки.

Дело близится к вечеру, пора искать место для лагеря. Решили остановиться возле небольшого озерца. Ну елки-палки не учли, что лагерь поставили возле мишиной тропке, вернее поняли это позже.

Я и Леша пошли к озеру, я мыть посуду, Леша за водой. И вот решил Алексей водички набрать проточной с ручейка, который стекал с сопочки. Зашел в траву и не прошло и минуты выскочил Леша из кустов , как ошпаренный. «Что случилось?»-спрашиваю, он мне говорит «Смотри». Смотрю трава колышется, мишка уходит и тихо так идет хоть бы веточка хрустнула, всегда удивлялась, как такая махина так тихо ходит??? Ну это было еще не все…….

Поужинав, разбрелись по палаткам, я с Галей в палатке спала. Сквозь сон слышу как будто кто то растяжку от палатки тронул ,открываю глаза и в нос бьет резкий запах псиной , а возле палатке кто то обнюхивает все…….медведь, аж кровь застыла в жилах от страха. Бужу Галю, говорю « Медведь пришел», Галя что то буркнула, перевернулась на другой бок и дальше спать, вот такая у нас Галюня спит там где приляжет, присядет и никакие медведи ее не разбудят, а я пролежала всю ночь не сомкнув глаз и дышать боялась. Утром осмелилась выйти только тогда, когда услышала голоса ребят, которые уже проснулись и хлопотали по хозяйству. Обошла палатку и точно на песке мишкины следы, так значит и вправду приходил, не приснилось. Больше я в этом походе глаз не сомкнула не в одну ночь.

Музей под открытым небом. Крильон.

Утро. По нашим подсчетам уже часа через два мы должны прийти на Крильон. Утро выдалось туманным, поэтому очертания Крильона на горизонте мы приметили не сразу. Ну какова же была наша радость когда мы поняли, что из-за туманы виднеются вышки и маяк полуострова Крильон.

Мыс Крильон- самая южная точка острова Сахалина. Название было дано французским мореплавателем Жаном- Франсуа де Лаперузом в честь французского генерала Луи- Бальбеса де Крильона. С севера соеденен узким, но обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке заливом Анива Охотского моря. С юга- пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо. Крильон называют « Музеем под открытым небом» и недаром этот маленький клочок земли получил такое название. Сейчас на Крильоне находится действующая погранзастава, метеостанция и маяк. Ну начнем по порядку.

«Вековая марка»
К нам навстречу едет машина, это начальник заставы спешил к нам предупредить, чтобы мы отметились на заставе, такие тут порядки, все таки погранзастава, так что желающие посетить Крильон не забудьте захватить с собой паспорт.
Первым  делом идем искать «Вековую марку», которая выбита на прибрежной скале знаменитым адмиралом Макаровым. 22 сентября 1895 г контр-адмирал Макаров распорядился установить на Крильоне футшток-уровнемер ввиде рейки с делениями,  устанавливают для наблюдения и точного определения уровня воды в море. Но футшток ломался движением льда и для устранения этого недостатка Макаров распорядился высечь на скале « вековую марку», под надписью были выбиты семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх от 4 до 10 ( Таня, эти цифры римские надо писать).Со временем вода сделала свое дело и теперь на скале видно только слово «марка». Марку мы нашли и напрыгавшись по валунам водрузили рюкзаки идем дальше. Далее наш путь проходит по крутой тропе, которая ведет вверх.

Маяк.
Поднялись наверх, скинули рюкзаки и к маяку.  На маяк ведет деревянная полуразрушенная лестница, поднялись по ней и вот перед нами красавец из красного кирпича, но не всегда он был таким, изначально маяк был построен из бревен. Строительство первого маяка на Крильоне началось 13 мая 1883 год , в строительстве маяка принимали участие 30 ссыльнокатаржных и экипаж шхуны «Тунгус», с помощью которой буксировали плоты из бревен,продолжались работы 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 м., дом для смотрителя, казарма, баня, распланирован огород. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке установлены двухфунтовая сигнальная пушка , 20-пудовый колокол. Первым смотрителям маяка был матрос Иван Крючков.
 В 1894 году на мысе Крильон началось строительство нового маяка, рядом со старым зданием из привезенного из Японии красного кирпича. Строительство вели десантники Шипулин, Яковлев и 25 рабочих корейцев. Руководил работами инженер-подполковник К. И. Леопольд, построивший несколько маяков на Черном море. 1 августа 1896 года на Крильонском маяке установлен осветительный аппарат, изготовленный французской фирмой « Барбье и Бенард» в Париже. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон, смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем. Рядом со зданием сирены размещалась специальная сигнальная пушка образца 1867 года. Здесь же был установлен резервный «туманный колокол», который в случае неисправности сирены должен был подавать сигналы во время тумана. В советское время маяк был переоборудован электролампами, но основная часть французского осветительного прибора осталась неизменной. На мысе был построен новый шлакоблочный дом для служителей маяка. Колокол в 1980 году был снят. До конца 1990 годов на мысе находился японский колокол. По некоторым данным колокол был вывезен для сдачи на металлолом, Дальнейшая судьба японского колокола неизвестна. В настоящее время маяк все еще действует.

Погранцы
Осмотрев маяк спустились вниз, ребята пошли на памятник воинам, погибшем при освобождения Сахалина,

а мы изможденные жарой остались их ждать возле рюкзаков, Галюня забралась под телегу, в тенек и сладко засопела.

А вот и ребята вернулись и все вместе отправились мы отмечаться у погранцов. Встретили нас очень приветливо, пока переписывали данные паспортов начальник заставы рассказал нам, что на мысе сейчас соседствуют четыре мирка: погранцы, метеостанция, маячник, который живет один во всем двухэтажном доме и занимает в нем любую квартиру, которая понравится ( дом пустует, в нем сейчас кроме маячника никто не живет) и рыбаки. Все они живут независимо друг от друга и не лезут в дела соседей. Сказал, если маячник будет в хорошем расположении духа, то может нас проведет на маяк и покажет его изнутри. Рассказал, что можно фотографировать, а что нежелательно, предложил зарядить фотоаппараты и телефоны. Кстати сотовая связь на Крильоне Японская, съедает весь баланс не успев набрать номер . Показали нам удобное место ночевки и дали с собой бак с водой, потому что на Крильоне проблема с родниками и речками, а ближний родник очень далеко. Вот на такой позитивной нотке распрощались мы с хозеявами заставы и отправились ставить лагерь.

Катакомбы.
Лагерь организовали быстро. Мы падали от усталости, жары и натертых мазолей, народ решил сегодня уже не ходить никуда, а я, Дима и Кирилл все таки решили время не терять, ведь завтра в обед уже домой возвращаемся, а все таки прогуляться по мысу. Обход свой начали с памятника воинам, погибшем при освобождении Сахалина и Южных Курил. В этой братской могиле похоронены 7 десантников. Далее пошли осматривать ныне  нежилые постройки, которые строили еще японцы и потом русские, все перемешалось на маленьком кусочке земли. Полазали, поглазели, а теперь спешим в укрепрайон. Ведь мыс Крильон-это один большой укрепрайон, по которому можно гулять неделями в поисках военных дотов, подземных ходов, окоп, пушек. По дороге поднялись на большое плато, заросшее бамбуком и где тут что искать в таких зарослях??? А вот и первая находка- перевернутая пушка, далее еще одна. Чуть поодаль виднеется козырек командного пункта, вот мы уже внутри.

Стены и ступеньки выложены японцами природным камнем, кладка сохранилась до сих пор, как новенькая.

Поднялись наверх и перед нами весь пролив Лаперуза, как на ладони, аж дух захватывает  от переполнявших меня эмоций. Идем дальше, вот в подземном укрытии стоит целая пушка, попробовали повернуть рычаги и о, чудо они до сих пор в рабочем состоянии. Играемся, как дети малые!!!

Внизу виден лаз, который уходит под землю, спускаемся вниз, а тут целый подземный мир. Множество комнаток, лазы. Переходы, лестница и мы опять наверху уже на другом конце полуострова, опять спускаемся вниз, снова наверх и опять в другом конце, по дороге встречаются пустые ящики из-под снарядов, старые койки, на стенах различные приборы, датчики, счетчики, дааааа, точно гулять тут можно неделями, чтобы все рассмотреть и найти все лазейки. Выползли на свет белый, уже смеркается, пора в лагерь, ну как же не хочется уходить, как хочется исследовать весь Крильон вдоль и поперек. Вернулись в лагерь, перекусили. Но на сегодня у нас еще одна экскурсия запланирована. В хорошую погоду с Крильона можно увидеть Японию, а погодка выдалась отличная, вот мы и отправляемся на  край мыса, а вдруг повезет и мы увидим Японию. И мы ее увидели, прям вот так невооруженным взглядом, сначала перед нами вырос остров Ребун.

Затем  мы увидели Хоккайдо. Дима захватил с собой бинокль и в него мы разглядели ветряные мельницы, которые светятся разноцветными огоньгами, здорово то как !!! Совсем стемнело и зажегся маяк.  А еще к нам в гости приходила местная жительница- маленькая хрюша  Манька. Прибежала к нам, развалилась и нате чешите мне брюхо, закатила глазки от удовольствия, забавная такая, лежит похрюкивает.

Пост Сирануси.
Утром  собрали вещи и опять отправились обследовать подземные ходы и «изучать» боевую технику. Набрели на огромную пушку, нашли в бамбуке советские танки,

обследовали новые лазы, траншеи, наткнулись на японские умывальники, которые сохранились в отличном состоянии.

Я уже говорила, что по Крильону можно бродить неделями, но нам пора было возвращаться домой. Прощальный взгляд на Крильон, даю себе обещание, что вернусь сюда обязательно, чтобы продолжить поиски новых подземных ходов. На обратной дороге заглянули посмотреть на останки поста Сирануси. Пост был основан японским кланом Мацумаэ с острова Хоккайдо,предположительно в  1750-х годах, в 1850-х годах значение поста стало уменьшаться и пост в Сирануси был упразднен на том история поста закончилась. Есть информация, что на1925 г. В селении Сирануси проживало 150 человек, имелось 36 домов. Сейчас на месте поста можно найти много объектов разных времен, принадлежащих, как Японцам, так и русским, постамент от памятника Кайдзима Киненто, площадки от здания японского поста, земляные валы, которые носили скорее всего оборонительный характер, бетонные сооружения, огневые точки  2 –й мировой войны.

Выше поста находятся развалины крабового завода и береговые батареи из танков ИС-3. Кстати танки законсервированы и находятся в отличном состоянии.
До фермерского хозяйства нас подбросила машина, которая ехала с Крильона в Шебунино, встретил нас табун лошадей, никогда не забуду эту красоту, море, скалы и лошади !!!
Дома мы были через два дня.