Восхождение на Эльбрус

Думаю, ошибочно говорить, что кто-то покорил гору. Это невозможно. Гора разрешает подняться на вершину или нет. И уже от человека зависит, проявит он упорство или неудача заставит его отступить. Наша группа до вершины не добралась, и я уже знаю, что буду делать следующим летом… Подняться на Эльбрус было моей давней мечтой. Но такое восхождение – это не воскресный поход на Пик Чехова. Нужна серьезная подготовка, снаряжение, опытные альпинисты и, конечно, надежная команда. Группу для восхождения я подобрал в интернете. Искал команды, которые поднимаются серьезно, т.е. своими силами. Всё на себе, готовишь сам, вещи несешь сам, никаких забросок до вершины на ратраках. Вторым критерием был план похода, очень хотелось не только подняться на вершину, но и погулять по окрестностям. Сбор необходимого снаряжения занял почти год. Очень непросто оказалось найти все снаряжение из списка. Что-то у меня уже было, что-то нашел в местных магазинах, самые сложные вещи из списка заказывал друзьям, отправляющимся в командировки на материк (за что им огромное спасибо). И вот я уже лечу в Минеральные Воды. Три дня на то, чтобы привыкнуть к местному часовому поясу (разница 7 часов). Хорошо, что на Кавказе живут бабушка с дедушкой, не пришлось везти продукты с Сахалина, это бы точно был перевес. Да-да, рюкзак со всеми продуктами и вещами весит 30-32 кг. 25-го августа я приехал на железнодорожный вокзал города Пятигорск. Возле памятника Кирову уже собрались люди с такими же рюкзаками, как и у меня. Группа ждала руководителей похода. Краткий опрос показал, что география похода не ограничивается Россией. Кроме Сахалина, Башкирии, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Нижнего Новгорода, Волгограда были ребята с Украины, девушка из Польши и эмигрант из США. Парень из Волгограда оказался нашим бывшим земляком, даже общие знакомые нашлись. Руководители похода были из Калининграда. После переклички группа загрузилась в газель и из Ставропольского края отправились в Карачаево-Черкесию в поселок Хузрук. Здесь каждый участник похода получил что-то из общественного снаряжения. Кому-то досталась палатка, кому-то веревка, я получил пять баллонов газа и лопату. Теперь рюкзак весил все 33-35 кг. Согласно плану похода, нам предстоял четырехдневный переход по маршруту Хузрук - западная долина нарзанов Джилы Су – перевал Балк Баши – заброшенный немецкий аэродром. С первого дня начались трудности. Погода, как будто, проверяя нас, каждую ночь устраивала катаклизмы, многие ребята стерли ноги. Мне повезло, наверно, помог опыт ношения берец с портянками в армии =) В первую ночевку нас разделили по палаткам. Я жил с Алексеем и Кириллом из Москвы и Алексеем из Волгограда. В нашей палатке собралось три четверти всех Алексеев похода =) Дежурили по палаткам. Дежурные готовили легкий перекус на обед, горячий ужин, горячий завтрак и в обед следующего дня передавали дежурный пакет следующей смене. Вначале готовка на такое количество людей меня ужасала, но на практике все оказалось не так страшно. Нашу стряпню даже признали лучшей в походе. Первые два дня мы «ишачили» по горным дорогам. Как сказал Ростислав (руководитель похода), он хотел проверить наши возможности. Шли по сорок минут, потом ждали последнего и отдыхали еще десять. Если есть возможность идти в быстром темпе, то можно хорошо отдохнуть и поснимать окрестности. Первая ночевка Местные пастухи «уводят» наших девчонок Обеденный перерыв Горные пейзажи За два дня мы поднялись на высоту 2500 метров над уровнем моря в долину нарзанов Джилы Су (западная). К сожалению, на тот момент наша палатка дежурила, и искупаться в целебных ваннах мы не успели. Третий день похода для меня оказался самым сложным. Предстояло подняться на перевал Балк Баши 3700 метров над уровнем моря. С непривычки перепад высот очень сильно ударил по организму. И если в предыдущие дни я скакал вдоль всей группы, выбирая удачные кадры, то в этот день старался зацепиться в середине группы, чтобы не отстать. Третий день. Обед, сдали дежурство. Ближе к вечеру встали лагерем на перевале Балк Баши. Погода ради разнообразия угостила нас градом и ледяным ветром. Дежурные готовили еду в отдельной палатке, т.к. газовые горелки тушило ветром. Ночью вся палатка одновременно начала страдать от нехватки воздуха. Никому еще ни разу не доводилось ночевать на такой высоте. В четыре часа утра дежурные напоили всех чаем, и группа при свете налобных фонариков начала спуск с перевала. Нужно было спуститься вниз на 1000 метров и перейти две горных речки, до тех пор пока не начали подтаивать ледники. Успеем – перепрыгнем по камушкам, не успеем – придется тянуть веревки и мокнуть. Успели… Дальше почти по прямой отправились к старому немецкому аэродрому времен второй мировой войны. «Лагерь беженцев» в горах. Сушимся после ночевки на Балк Баши. Кажется, «Властелин Колец» снимали не в Новой Зеландии… Наша дружная и весёлая банда =) Немецкий аэродром. Вдали наш лагерь. Немецкий аэродром оказался огромной долиной между скал, на которой была насыпана взлетно-посадочная полоса. Никаких зданий не осталось, но «взлетка» до сих пор четко выделяется в пейзаже долины. Пятый день стал разгрузочным. Мы перераспределили продукты и общее снаряжение. Мне, как одному из самых активных, вручили колбасу и сало. Расходятся они быстро, но и весят чертовски много. Потом подогнали «снарягу» для предстоящего восхождения и налегке пошли гулять в Джилы Су (восточная). В долине была цивилизация, домашняя еда и сотовая связь. Последние два пункта очень радовали, а вот цивилизации хотелось бы поменьше, т.к. хибарки из полиэтилена и мусорные склоны изрядно портили вид и настроение. В долине расположены два целебных нарзановых источника. С каждым годом их посещает все больше и больше человек. К несчастью далеко не все из них забирают свой мусор с собой. Греемся Подгоняем «кошки» Руководитель группы делит продукты Самая лучшая погода для восхождения Наслаждаемся национальной кухней Песчаные замки Ущелье Альпийские луга На следующий день погода начала портиться, а нам предстояло подняться на высоту 3700 до Северного приюта. Обычно на этих скалах разбивают лагеря для акклиматизационных выходов на высоту 4700 к скалам Ленца. По пути мы встретили группу колумбийцев, которые вчера (мы в тот день гуляли) совершили восхождение. За наше время пребывания на горе, это была последняя взошедшая группа. Забираемся по «сыпучке» «Лунная долина» «Камнеломка» Северный приют встретил нас холодной, но безветренной погодой. Лагерь поставили без проблем, Эльбрус казался совсем рядом. Кроме нас к восхождению готовились американская группа, «солянка» из таких же энтузиастов как мы и семейная пара с Украины. На следующий день погода испортилась настолько, что сделать акклиматизационный выход на скалы Ленца мы не рискнули. Природа радовала батальными красками. Люди спали, играли в слова или наблюдали за местными воробьями. В лагерь пришла скука. Эльбрус распушился. Это признак очень сильного ветра. Воробьи рыскают между камней в поисках пищи Дисциплина стремительно падает, личный состав впадает в спячку. Чтобы прекратить разложение дисциплины, руководство проводит занятие на леднике. А погода становилась все хуже и хуже. На небе появились характерные облака – «Шапка Эльбруса». Погода точно ухудшится. Утром первого сентября выпал снег, сильный туман. День так бы и прошел в скучном ожидании, если бы не подарок от МЧС. Целый ящик свежих овощей. Дежурные счастливы, мы тоже =) И день рождения Алексея из Москвы. Второе сентября. Шикарная погода. Группа с нетерпением рвется к скалам Ленца. Делимся на три связки по пять человек. Нашу ведет Эва из Польши. Я последний, как самый легкий. Высота 4200. Поднимается сильный ветер. Группа продолжает движение. Мы единственные, кто в тот день добрался до скал Ленца. Уставшие, но счастливые, возвращаемся в лагерь. Дежурные в рюкзаке находят мышонка. Видимо, он приехал с нами с немецкого аэродрома. Бедолага напуган, и даже не хочет убегать. Отпустив зверя на волю, группа ужинает, и с настроением завтра перенести лагерь на скалы Ленца, отправляется спать. Ночью поднимается ураганный ветер. В нашей палатке идет снег, оторвало клапан. Алексей из Волгограда вызывается добровольцем, выбирается из палатки и заклинивает клапан. Целый час в палатке спокойно, только спальники неприятно намокли от попавшего внутрь снега. В десять вечера снег снова начинает задувать в палатку. Порвало молнию на тамбуре. Плоскогубцами чиним прореху. Через 10 минут рвется молния во внутренней палатке. Снова применяем плоскогубцы. К этому моменту все в палатке покрыто ровным слоем снега. Выкидываем его в тамбур, сбиваемся плотнее и стараемся уснуть в мокрых вещах. Ветер всё усиливается. В одиннадцать от тента отрывает штормовку, ломает дугу и палатка складывается. Ситуация неприятная. Держим палатку, пока Леха из Москвы одевается, чтобы оценить снаружи масштабы разрушения. Держать тяжело, дуга так и давит к земле. Леха возвращается с неутешительными новостями. Палатку не спасти, но хотя бы остальные наши пока целые. В этот момент вспоминаем, что вчера в вагончики спасателей пришла новая смена. Одеваемся, собираем вещи и бежим к ним. Ребята без разговоров пускают нас внутрь и укладывают на топчане, делятся теплыми вещами. Спим вшестером, боком. Снаружи завывает жуткий ветер. Утром выбираемся на разведку. Остальные палатки устояли, а вот от нашей остались руины. Из под слоя снега выгребаем оставшиеся вещи. Руководитель группы принимает решение снимать лагерь и спускать в Джилы Су. Восхождения не будет, даже если принести запасную палатку из заброски. Погоды нет, и по сводкам спасателей будет только хуже. С тяжелым сердцем собираем рюкзаки и уходим. Погода так и не улучшилась, местное МЧС попросило спуститься в долину всех, кто остался на Северном Приюте. Часть группы в тот же день уехала в Пятигорск, а мы остались ещё на два дня. Гуляли по ущельям. Поднимались на скалы. Знакомились с местным населением. И просто дурачились. Гора стоит, и будет стоять. Вернуться можно всегда, было бы желание. У меня такое желание есть, и я знаю людей, которые со мной это желание разделят. Мы обязательно вернемся!