Крым наш. Евпатория. Часть вторая.

Крым наш. Евпатория. Часть вторая.

Пока еще свежи воспоминания, продолжу повествование об Евпатории. Вчера я начала рассказывать о одном из самых популярных маршрутов Крыма - "Малом Иерусалиме".

Улица, по которой проложен маршрут, носит название Кераимская. Она имеет такое наименование из-за расположенного на ней архитектурного комплекса - Кераимских кенас. Это уникальный памятник 18 века. Кенаса - место для проведения богослужений. Кераимы - древний народ, который считают одними из первых народов, заселивших Крым. Они отказались от всех существовавших религий и создали свое вероисповедание, основанное в первую очередь на знании и направленное на помощь окружающим. Комплекс караимских кенас состоит из церквей - Большой и Малой, а также нескольких двориков, ведущих к ним. Каждая церковь не имеет икон. В Большой церкви собирались на праздники, а в Малой по будням, предварительно омыв руки и ноги. Женщины на богослужения не допускались, они могли лишь слушать с обратной стороны за закрытой дверью.

Судьба кенас была тяжелой. Они пережили Крымскую войну, о чем хранит память оставшееся в стене пушечное ядро. После революции 1917 года любая религия была официально запрещена, и доступ к кенасам стал закрыт. В 1942 году, во время ВОВ, один из кераимов добился открытия кенас как бесплатной столовой для нуждающихся: здесь каждый день варили похлебку и пекли лепешки и раздавали людям. В 1945 году, с наступлением Победы, столовая была закрыта, а после здесь был и детский сад, и училище медсестер, и спортивные секции.

В годы своего правления последний император Российской империи удостоил кераимские кенасы своим визитом. В честь этого события в центре сооружения поставлен столп с двуглавым орлом.

Сегодня территория кенас восстанавливается, здесь повсюду растет виноград и гранат, персики и абрикосы. Осенью тут традиционно проводят праздник урожая. По утверждениям, одной из растущих здесь лоз, более полутора сотен лет.

На территории комплекса создали лапидарий - собрали все надгробные могилы кераимов, которые удалось найти, с кладбищ с целью их сохранения.

Время можно вычислить по солнечным часам, а историю кераимов узнать, читая надписи на стенах.

Цена посещения - 300 р для взрослого, 200 р для ребенка, пройти по кенасам можно только с организованной экскурсией в начале каждого часа. Экскурсия вполне интересная, экскурсовод хорошо владеет информацией, отвечает на все интересующие вопросы, во время рассказа можно присесть на скамейки, можно сделать фото в феске и чадре с виноградом.

Рядом с кенасами на месте бесплатной столовой работает кафе кераимской кухни, где готовят блюда по национальным рецептам. Цены по сравнению с другими кафе весьма демократичные, официанты приветливые, обслуживание быстрое. Здесь мы попробовали чир-чиры (то же самое, что чебуреки, но с разной начинкой: из мяса, овощей, сыра с грибами), запеченную кефаль (ту самую, шаланды полные которой Вася привозил))) и белый квас из овса (на мой вкус лучший из всех видов кваса попробованых в Крыму).

Следующий интересный объект маршрута - Текие дервишей. Дервиши - странствующие монахи, текие - обитель. Это архитектурная постройка, в которой собирались дервиши для проведения обряда, во время которого облачались в широкие белые юбки и протянув правую руку к Солнцу, начинали кружиться, впадая в транс. Затем они уходили в кельи, каждый выбирая себе место по духу. Ныне такие монахи известны как танцующие, а в мире сохранилось всего три таких постройки.

Мне показалось, что это самая интересная экскурсия на маршруте. Ее проводит девушка-мусульманка, которая очень мелодично рассказывает историю текие, видно, что ее саму действительно интересует эта тема. Цена билета - 300 р для взрослого, 200 р для детей. На территории растет очень много абрикосов, которые разрещено собирать.

На мой взгляд, самая колоритная постройка на маршруте - мечеть Хан-Джами. Это действующая мечеть, каждый вечер над городов раздается пение мулы, но в 16-00 часов мечеть открывает двери для туристов. Внутрь мы не заходили, однако полюбовались строением со всех сторон. Особенно красиво оно вечером в огнях подсветки.

По соседсву разместилась еврейская синагога, она также действующая. К тому же на крыльце ее расположилась малая стена плача, где люди оставляют свои записки с просьбами.

По этому же крыльцу можно спуститься в кафе-музей еврейской кухни с весьма звучным названием "Йоськин кот". Здесь всегда полно людей, сколько бы мы не пытались сюда попасть, всегда не оказывалось места. Но с меню смогли ознакомиться: цены ресторанные, но и блюда необычные, одни названия, так бросающиеся на слух, чего стоят. Например, цинус. (Помните фразу: "Самый цинус", то есть сама суть, самое лучшее). И обстановка очень красивая: здесь собрали антикварную мебель и книги 19- начала 20 века. А еще плюс в том, что здесь можно расплатиться картой (в Крыму это пока редкость).

Сосетствуют с синагогой и мечетью  Собор Св. Николая и Церковь пророка Илии. Собор Св. Николая был построен по образу византийских храмов, его видно с любой точки города, а также с моря. На площади рядом с ним проводят много городских праздников, например, здесь проходил праздник в честь Дня семьи, любви и верности 8 июля.

Церковь пророка Илии строга и в то же время величествена. А еще на ее территории обитает очень много кошек.

Продолжение следует...

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Катерина Раченко, 14 августа 2018, в 01:45 +8
Комментарии
Написано 14 августа 2018, в 07:47
Спасибо за блог и фото!


Не Вася, а «Шаланды полные кефали
В Одессу Костя приводил,»
+5
Написано 14 августа 2018, в 10:52
MARBLE, точно, Костя-моряк))
+4
Написано 14 августа 2018, в 19:30
Спасибо!!Очень интересно написано,ждём продолжение!
+4
Написано 14 августа 2018, в 22:18
+4
Написано 15 августа 2018, в 08:26
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Крым наш. Евпатория. Часть третья.
Крым наш. Евпатория. Часть третья.
Крым наш. Евпатория. Часть первая.
Крым наш. Евпатория. Часть первая.